Текущие проекты

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - ТК 318 "МОРФЛОТ"

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ ТК-318 «МОРФЛОТ» ЗА 2017 ГОД

1 Общие сведения о Техническом комитете

Технический Комитет по стандартизации ТК 318 «Морфлот» был создан на базе ЦНИИМФ совместным приказом Госстандарта СССР и Минморфлота СССР № 209/47 от 03 июля 1991года.

В настоящее время документами, регламентирующими деятельность ТК 318 «Морфлот» являются:

  • Приказ от 16 июня 2017 года № 1324 «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации «Морфлот» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • Состав ТК 318 «Морфлот» (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2017 года № 1324);
  • Структура ТК 318 «Морфлот» (утверждена Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2017 года № 1324);
  • Положение о ТК 318 «Морфлот» (утверждено Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня 2017 года № 1324).

Председатель ТК 318 «Морфлот»:

Буянов Сергей Иванович - Генеральный директор АО «ЦНИИМФ»

Заместитель председателя ТК 318 «Морфлот»:

Ильющенко-Крылов Дмитрий Петрович – заместитель Генерального директора АО «ЦНИИМФ» по техническому регулированию и стандартизации

Ответственный секретарь ТК 318 «Морфлот»:

Харченко Ирина Львовна – заведующий отделом стандартизации, научно-технической информации и управления качеством АО «ЦНИИМФ».

Подчиненность ТК 318 «Морфлот»:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

НИИ системы Росстандарта, за которой закреплен ТК 318 «Морфлот»: ФГУП «ВНИИНМАШ».

Наличие информации о ТК 318 «Морфлот» на сайте Росстандарта: имеется.


2 Сведения о составе и структуре ТК

2.1 В состав ТК 318 «Морфлот входит 21 организация:

  • Министерство транспорта Российской Федерации;
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • ФКУ «Дирекция государственного заказчика»;
  • ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота;
  • ФГУП «Росморпорт»;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и стандартизации;
  • АО «ЦНИИМФ»;
  • ОАО РЦПКБ «Стапель»;
  • ОАО «ДНИИМФ»;
  • ОАО «СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ»;
  • АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»;
  • Союз «Российская палата судоходства»;
  • Ассоциация морских торговых портов;
  • НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр»;
  • ООО «Мортестсервис»;
  • ЗАО «Балтик Меркур»;
  • НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга»;
  • ФГОУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского Институт защиты моря и освоения шельфа;
  • Ассоциация «МОРПОРТЭКСПЕРТИЗА»;
  • 23 Государственный морской проектный институт филиал АО «31 ГПИСС».

2.2 ТК 318 «Морфлот» имеет 9 подкомитетов:

  • ПК 1 «Транспортная политика и координация транспортной деятельности. Транспортирование грузов в морском сообщении, технология портовых перегрузочных работ».
  • ПК 2 «Портовая деятельность. Технология и механизация портовых работ. Техническая эксплуатация портовых сооружений, акваторий, подъемно-транспортного оборудования и контейнеров».
  • ПК 3 «Техническая эксплуатация флота. Конструктивная и эксплуатационная безопасность судов».
  • ПК 4 «Безопасность мореплавания, судовождение и связь».
  • ПК 5 «Безопасность труда на морском транспорте»
  • ПК 6 «Охрана окружающей среды».
  • ПК 7 «Промышленное производство. Сменные детали и запасные части к судовым двигателям внутреннего сгорания, портовому подъемно-транспортному оборудованию. Производство многооборотных средств для крепления грузов на судах и грузозахватные приспособления».
  • ПК 8 «Метрологическое обеспечение и сертификация на морском транспорте. Проектирование, строительство и техническое освидетельствование береговых объектов и гидротехнических сооружений морского транспорта. Экономическая и инвестиционная политика. Требования к продукции, предъявляемой к перевозкам морским транспортом».
  • ПК 9 «Морские средства навигационного оборудования, технические средства для водолазных, подъемно технических и дноуглубительных работ».

2.3 Взаимодействие со смежными техническими комитетами

ТК 318 «Морфлот» в 2017году взаимодействовал с:

  • ТК 051 «Система конструкторской документации;
  • ТК 223 «Упаковка»;
  • ТК 005 «Судостроение»;
  • ТК 235 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые»

3 Результаты выполнения ПРНС за 2016-2017г.г.

Предложения ТК 318 «Морфлот» были включены в Программу разработки национальных стандартов на 2016год (ПНС-2016) с окончанием работ в 2017году.

ТК 318 «Морфлот» осуществлял контроль за реализацией ПНС-2016 в части разработки ГОСТ Р «Грузы опасные. Классификация» на базе ГОСТ 19433-88, шифр 1.2.318-1.001.16, ГОСТ Р «Грузы опасные. Маркировка» на базе ГОСТ 19433-88, шифр 1.2.318-1.002.16, ГОСТ Р «Система технического обслуживания и ремонта судов. Термины и определения» на базе ГОСТ 24166-80, шифр 1.2.318-1.005.16, ГОСТ Р «Эксплуатация транспортного морского флота техническая. Термины и определения на базе ГОСТ 23346-78, шифр 1.2.318-1.006.16. Разработчик стандартов – АО «ЦНИИМФ»

3.1 ГОСТ Р 57478-2017 Грузы опасные. Классификация. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2017 г.   N 454-ст со сроком введения 01.03.2018 г.

3.2 ГОСТ Р 57479-2017 Грузы опасные. Маркировка. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2017 г.   N 454-ст со сроком введения 01.03.2018 г.

Деятельность по разработке национальных стандартов по п.3.1 и 3.2 осуществлялась в полном соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены». Однако, в связи с замечаниями и предложениями заинтересованных организаций, поступившими, к разработчику после завершения разработки стандартов сложилась ситуация, когда в целях достижения консенсуса по спорным вопросам и выработки редакций необходимых изменений потребовался перенос сроков введения упомянутых стандартов с 01.03.2018 года на ноябрь 2019 года, т.е. после внесения в стандарты необходимых изменений в соответствии с установленным порядком.

ТК 318 «Морфлот» подготовил и направил в Росстандарт мотивированное предложение о переносе сроков введения ГОСТ Р 57478-2017 и ГОСТ Р 57479-2017.     Росстандарт поддержал предложение ТК 318 и Приказами №93-ст  от 22 февраля 2018г. и № 95-ст от 26 февраля 2018года установил дату введения новых стандартов 1 ноября 2019года.

Разработчик в настоящее время проводит действия по достижению консенсуса по спорным вопросам и внесению необходимых изменений в стандарты.

3.3 ГОСТ Р 57692-2017 Система технического обслуживания и ремонта судов. Термины и определения. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2017 г. n 1184-ст со сроком введения 01.04.2018г.

3.4 ГОСТ Р 57691-2017 Эксплуатация транспортного морского флота техническая. Термины и определения. Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 сентября 2017 г. n 1183-ст со сроком введения 01.04.2018г.


4 Предложения организаций- членов ТК 318 «Морфлот» для включения в Программу разработки национальных стандартов на 2018год (ПРНС -2018)

Предложений по разработке в 2018 году международных, межгосударственных, национальных стандартов и/или проектов изменений к действующим стандартам в ТК 318 «Морфлот» не поступало, соответственно предложения для включения в ПНС-2018 ТК 318 «Морфлот» в Росстандарт не направлял.


5 Предложения ТК 318 «Морфлот» для включения в Программу разработки национальных стандартов на 2019год (ПРНС -2019)

5.1 Разработка национального стандарта ГОСТ Р «Ремонт корпусов судов и спасательных шлюпок из стеклопластика. Типовые технологические процессы»;

5.2 Разработка национального стандарта ГОСТ Р «Грузы опасные. Упаковка» на базе ГОСТ 26319-84


6 Экспертиза проектов сводов правил и стандартов организации

В 2017 году ТК 318 «Морфлот» были проведены экспертизы и подготовлены Заключения на проекты окончательных редакций документов по стандартизации:

  • Свод правил (проект, окончательная редакция) «Нормы технологического проектирования морских портов». Разработчик – Министерство транспорта Российской Федерации. Экспертное заключение ТК 318 «Морфлот» по окончательной редакции проекта Свода правил «Нормы технологического проектирования морских портов» от 27 октября 2017 года.
  • СТО ЯКУТ.21.52-2017 «Руководство по ремонту судовых металлических конструкций, узлов судовых механизмов и устройств, гребных винтов с применением композитных и полимерных материалов. Типовые технологические процессы». Разработчик –АО «ЦНИИМФ». Постановление № 1 ТК 318 «Морфлот» по окончательной редакции проекта стандарта организации СТО ЯКУТ.21.52-2017 «Руководство по ремонту судовых металлических конструкций, узлов судовых механизмов и устройств, гребных винтов с применением композитных и полимерных материалов. Типовые технологические процессы» от 28 июля 2017 года.

7 Сведения о заседаниях ТК -318 «Морфлот»

Заседания ТК 318 «Морфлот» проводились заочно (по электронной переписке) по каждому представляемому на экспертизу проекту документа по стандартизации: национальному стандарту, своду правил, стандарту организации. В 2017году было проведено 6 заседаний ТК 318.


8 Дополнительная информация о деятельности ТК 318 «Морфлот»

8.1 Секретариатом ТК 318 «Морфлот» оказывались консультационные услуги специалистам АО «ЦНИИМФ» и других организаций по вопросам деятельности ТК, его функций, а также документам по стандартизации, касающимся деятельности морского транспорта.

8.2 Специалисты подкомитетов ТК 318 «Морфлот» принимали участие в работе технических комитетов по стандартизации смежных отраслей промышленности, членами которых они являются – ТК 051 «Система конструкторской документации», ТК 223 «Упаковка».

8.3 Секретариатом ТК 318 постоянно проводится актуализация персонального состава ТК и ПК.


9 Основные задачи ТК 318 «Морфлот» на ближайшие годы

Федеральным законом № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», принятым 29 июня 2015 г. предусмотрено, что с 1 сентября 2025 года не допускается применение стандартов, не предусмотренных статьей 14 настоящего ФЗ.

В связи с этим ТК-318 ожидает предложения от организаций-членов ТК 318 и предприятий морской индустрии по отмене, пересмотру или замене отраслевых нормативных документов, не предусмотренных настоящим ФЗ (РД, ОСТы, РТМы), которыми продолжают руководствоваться на морском транспорте (около 400 документов).

К списку проектов