Отделы и лаборатории

Лаборатория перевозок опасных, наливных и продовольственных грузов

и.о. Зав. лабораторией: Буров Олег Николаевич, к.э.н.
Моб. телефон: +7 (812) 939-93-38
E-mail: burov-cniimf@yandex.ru



Лаборатория технологии перевозок опасных, наливных и продовольственных грузов была создана как самостоятельное подразделение в 1993 г. в связи с выходом из состава института филиала ЦНИИМФ в г. Одессе. В январе 2015 г. лаборатория отметила своё двадцатидвухлетие.

Лаборатория укомплектована ведущими специалистами в области технологии морской перевозки грузов, являющимися авторами многих руководящих документов по нормированию технологической безопасности на морском транспорте.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Основными направлениями деятельности лаборатории являются:
  • разработка технологии безопасной и сохранной перевозки опасных, наливных и продовольственных грузов морским транспортом;
  • разработка нормативных документов по перевозке опасных, наливных и продовольственных грузов, направленных на обеспечение транспортной безопасности и сохранности перевозимых грузов;
  • перевод и издание на русском языке международных документов (кодексов, руководств, правил, рекомендаций и др.), связанных с безопасной и сохранной перевозкой грузов по тематике лаборатории;
  • сертификации тары, упаковки и специализированных контейнеров, предназначенных для упаковывания, транспортирования и временного хранения опасных грузов согласно аккредитации АО "ЦНИИМФ" Международной морской организации как "Института по упаковке, испытаниям и сертификации" опасных грузов в Российской Федерации;
  • маркировка опасных грузов;
  • освидетельствование и сертификация опасных, наливных и продовольственных грузов;
  • декларирование опасных и наливных грузов.

СЕРТИФИКАЦИЯ ТАРЫ, УПАКОВКИ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ


АО "ЦНИИМФ" аккредитован Международной морской организацией (IMO) как "Институт по упаковке, испытаниям и сертификации" опасных грузов в Российской Федерации. Институт выполняет сертификацию тары, упаковки и специализированных контейнеров, предназначенных для упаковывания, транспортирования и временного хранения опасных грузов, и выдаёт сертификаты соответствия установленного образца.
Информация о порядке выполнения работ по сертификации и рекомендуемых испытательных центрах: подробное изложение...
Заявка на сертификацию тары и упаковки
Пример оформления заявки на сертификацию тары и упаковки


ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ (СЕРТИФИКАЦИЯ) И ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Согласно IMDG Code до начала морской перевозки опасный груз должен быть освидетельствован (сертифицирован) на предмет соответствия обязательным положениям IMDG Code в отношении надлежащей упаковки, маркировки, размещения и крепления груза в грузовых транспортных единицах. Грузоотправитель, предъявляющий опасный груз к морской перевозке, должен предоставить порту и перевозчику транспортный документ (см. пункт 5.4.1.1 IMDG Code), в котором должна сообщаться следующая информация об опасном веществе, материале или изделии, по применимости:

  • номер ООН опасного груза;
  • надлежащее отгрузочное наименование;
  • класс, подкласс основного вида опасности груза;
  • класс, подкласс дополнительной опасности;
  • группа упаковки опасного груза;
  • температура вспышки легковоспламеняющейся жидкости;
  • является ли данный опасный груз загрязнителем моря;
  • химическое наименование опасного груза согласно специальному положению 274 IMDG Code;
  • массы нетто первичных (инициирующих) и вторичных взрывчатых веществ;
  • является ли данный опасный груз загрязнителем моря;
  • информация об опасном грузе класса 7 (радиоактивные материалы), предусмотренная пунктом 5.4.1.5.7.1 IMDG Code ;
  • информация о перевозке опасных грузов в ограниченных количествах или в освобождённых количествах;
  • краткое описание упаковки опасного груза с указанием обозначения (кода) и количества грузовых единиц или укрупнённых грузовых единиц;
  • массы нетто и брутто груза;
  • номер грузового контейнера или транспортного средства;
  • номера или номера пломб;
  • информация о перевозке опасного груза, требующего регулирования температуры во время перевозки;
  • контрольная и аварийные температуры;
  • указание о действиях перевозчика по обеспечению сохранной и безопасной перевозки груза;
  • мероприятия на случай чрезвычайной ситуации или аварии для данного груза;
  • другая информация на усмотрение лица, оформляющего транспортный документ, например, номера аварийных карточек, условие размещения груза на борту судна и др.


До начала перевозки морским транспортом опасный груз в упаковках, КСГМГ, крупногабаритной таре и укрупнённых грузовых единицах должен быть освидетельствован на предмет соответствия упаковки и маркировки применимым положениям IMDG Code. Результаты освидетельствования оформляются в виде свидетельства (правило VII/4.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), правило 4.2 приложения III Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78), пункт 5.4.1.6.1 IMDG Code), подтверждающего, что содержимое партии груза полностью и точно описано надлежащим отгрузочным наименованием и классифицировано, упаковано, маркировано, снабжено необходимыми знаками опасности / знаками-табло опасности и во всех отношениях находится в должном состоянии для перевозки в соответствии с применимыми международными и национальными правилами.

До начала перевозки морским транспортом грузовые транспортные единицы (грузовые контейнеры, балк-контейнеры и автотранспортные средства) с опасным грузом должны быть освидетельствованы на предмет надлежащего размещения, крепления груза и маркировки согласно положениям IMDG Code. Результаты освидетельствования оформляются свидетельством о загрузке контейнера / транспортного средства (правило 4.3 главы VII СОЛАС-74, пункт 5.4.2 IMDG Code).

Транспортный документ, свидетельство о соответствии упаковки и маркировки применимым положениям IMDG Code и готовности груза к перевозке морским транспортом, а также свидетельство о загрузке грузовой транспортной единицы согласно пункту 5.4.5 IMDG Code можно объединить в единый документ - мультимодальную декларацию об опасном грузе.

Институт вместе со своими представителями в портах от имени и по поручению грузоотправителей выполняет комплекс работ, связанных с разработкой транспортного документа, проведением надлежащего освидетельствования (сертификации) опасных грузов и оформлением необходимых свидетельств и мультимодальной декларации об опасном грузе, которая подписывается лицами, разработавшими декларацию и выполнившими освидетельствование (сертификацию) состояния груза и грузовой транспортной единицы перед погрузкой на судно.
Заявка на разработку "Проформы мультимодальной декларации об опасном грузе"
Пример оформления заявки на разработку проформы мультимодальной декларации


ПУБЛИКАЦИИ ЛАБОРАТОРИИ


Перечень изданий, выпущенных лабораторией и распространяемых АО "ЦНИИМФ".

 

СТАНДАРТЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ, УПАКОВКЕ И МАРКИРОВКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

ГОСТ 19433-88
"Грузы опасные. Классификация и маркировка"
ГОСТ 26319-84
"Грузы опасные. Упаковка"
ГОСТ 31340-2007
"Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования"
Проект межгосударственного стандарта
"Грузы опасные. Классификация"
Проект межгосударственного стандарта
"Грузы опасные. Маркировка"
Проект межгосударственного стандарта
"Грузы опасные. Методы испытания"

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила (РПОГ) Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Руководство по испытаниям и критериям Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ)

Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов МАГАТЭ Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) International Maritime Dangerous Goods Code
(IMDG Code)
Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС)


МАРКИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Каждая грузовая единица с опасным грузом должна иметь маркировку, свидетельствующую о виде и степени опасности груза, а именно: знак опасности, надлежащее отгрузочное наименование, номер ООН и классификационный шифр (исключение составляют опасные грузы в ограниченных и освобождённых количествах , а также отдельные грузы, маркировка которых специального оговаривается в IMDG Code). Указанные элементы маркировки должны располагаться на поверхности грузовой единицы рядом друг с другом, образуя единое информационное поле. На грузовые транспортные единицы с опасным грузом наносят знак-табло опасности и номер ООН опасного груза (исключения оговариваются в IMDG Code). На контейнеры-цистерны и балк-контейнеры также наносят надпись надлежащего отгрузочного наименования. Основные положения по маркировке опасных грузов изложены в Части 5 IMDG Code  и ГОСТ 19433-88 . Кроме того, грузовые единицы с опасным грузом должны иметь маркировку по ГОСТ 31340-2007 и СГС / GHS, а при отправке опасных грузов в страны Европейского союза - согласно CLP-Regulation (EC) No 1272/2008 (действуют с 1 декабря 2010 г.).

Рекомендуем ознакомиться с подробным описанием и правильным изображением знаков опасности, наносимых на грузовые единицы. Изображение знаков-табло опасности, предназначенных для маркирования грузовых транспортных единиц, совпадает с изображением знаков опасности (исключение составляет знак-табло опасности класса 7). Длина стороны знака-табло опасности должна составлять не менее 250 мм.

 

ЗНАКИ ОПАСНОСТИ

Знаки опасности представляют собой маркировочные знаки, наносимые на грузовые единицы с опасными грузами, отображающие опасность груза для человека и окружающей среды. В знаках используются следующие цвета фона: оранжевый, красный, белый, жёлтый, чёрный, зелёный и синий. Цвет знака в некотором смысле указывает на характер опасности груза. Например, красный цвет - цвет пламени; оранжевый цвет, получаемый при смешении красного цвета (цвет знака легковоспламеняющегося вещества) и жёлтого цвета (цвет знака окисляющего вещества) символизирует взрывоопасность; белый цвет знаков опасности токсичных и инфекционных веществ ассоциируется с белым цветом медицинского халата; синий цвет указывает на опасную реакцию с водой. Форма знака опасности в виде квадрата, поставленного на угол, имеет французское происхождение, равно как и зелёный цвет знака опасности невоспламеняющегося газа под давлением.

Рекомендуем ознакомиться с подробным описанием и правильным изображением знаков опасности, наносимых на грузовые единицы. Изображение знаков-табло опасности, предназначенных для маркирования грузовых транспортных единиц, совпадает с изображением знаков опасности (исключение составляет знак-табло опасности класса 7). Длина стороны знака-табло опасности должна составлять не менее 250 мм.


ЗАГРЯЗНИТЕЛИ МОРЯ

Поправками 34-08 к International Maritime Dangerous Goods Code (IMDG Code) знак 'Загрязнитель моря' в виде прямоугольного равнобедренного треугольника с изображением перечёркнутой рыбы заменён на знак в виде квадрата, поставленного на угол, с изображением мёртвой рыбы и засохшего дерева. Знак применяется с 1 января 2010 г.
Обращаем внимание производителей, грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков, что Поправками 34-08 и Поправками 35-10 к IMDG Code внесены определённые изменения в отношении опасных грузов - загрязнителей моря. Рекомендуем ознакомиться с главой 2.10 и Алфавитным указателем IMDG Code.


ЗНАК "ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО" ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

pdfПоправками 35-10 к International Maritime Dangerous Goods Code (IMDG Code) знак 'Ограниченное количество' опасных грузов в виде квадрата, поставленного на угол, с маркировочной надписью номера(ов) ООН опасного груза заменён на знак в виде квадрата, поставленного на угол, с залитыми чёрным цветом верхним и нижним углами. Знак применяется с 1 января 2012 г.
Обращаем внимание производителей, грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков, что в новом знаке номер ООН опасного груза не указывается.


ЗНАК-ТАБЛО "ОГРАНИЧЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО" ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

pdfПоправками 35-10 к International Maritime Dangerous Goods Code (IMDG Code) табло 'Ограниченное количество' опасных грузов с маркировочной надписью "LIMITED QUANTITY" или "LTD QTY" заменено на знак-табло в виде поставленного на угол квадрата размерами не менее 250 х 250 мм с залитыми чёрным цветом верхним и нижним углами. Знак-табло применяется с 1 января 2012 г.
Обращаем внимание производителей, грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков, что новый знак наносится на грузовые транспортные единицы (ГТЕ) в том случае, если в ГТЕ находятся только опасные грузы в ограниченных количествах, причём не важно, к какому классу опасности или к каким классам опасности они относятся.
Если в ГТЕ совместно перевозятся опасные грузы, упакованные не в ограниченных количествах и упакованные в ограниченных количествах, на ГТЕ наносят знаки-табло, характеризующие опасность только опасных грузов не в ограниченных количествах. Знаки-табло "Ограниченное количество" опасных грузов в этом случае не наносят. Пример ошибочной маркировки ГТЕ представлен на фотографии .


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА КОНТЕЙНЕРОВ СРЕДНЕЙ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ ДЛЯ МАССОВЫХ ГРУЗОВ (КСГМГ)

pdfСогласно пункту 6.5.2.2.2 International Maritime Dangerous Goods Code (IMDG Code) с 1 января 2011 г. на каждом контейнере средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ), в том числе на каждом мягком контейнере, должна указываться максимально допустимая нагрузка на данный КСГМГ при штабелировании. Значение максимально допустимой нагрузки при штабелировании приводится в манипуляционном знаке, аналогичным манипуляционному знаку "Штабелирование ограничено" по ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов", Изменение № 1.
Манипуляционный знак должен иметь размеры не менее 100 мм х 100 мм. Высота букв и цифр, указывающих максимально допустимую нагрузку в килограммах, должна быть не менее 12 мм. Манипуляционный знак, по терминологии IMDG Code, должен быть долговечным и ясно видимым.
Указываемая в манипуляционном знаке максимально допустимая нагрузка не должна превышать значение наседающей массы при испытании типа конструкции КСГМГ на штабелирование, делённое на 1,8. То есть, если маркировке ООН типа конструкции КСГМГ приведено значение 9000 (кг), то указывается нагрузка 9000:1,8=5000 кг, если в маркировке ООН приведено значение 11250 (кг), то указывается нагрузка 11250:1,8=6250 кг.

Последнее обновление: 22-06-2015