Отделы и лаборатории

Лаборатория ледокольной техники и ледовых качеств судов

Заведующий лабораторией: Якимов Владимир Владимирович
Телефон: +7 (812) 271-8109
E-mail: YakimovVV@cniimf.ru


ОБРАЩЕНИЕ ЗАВЕДУЮЩЕГО ЛАБОРАТОРИЕЙ

Уважаемые коллеги!

Лаборатория ледокольной техники и ледовых качеств судов, являясь структурным подразделением АО «ЦНИИМФ», специализируется на выполнении работ в области научно-технического и инженерного обеспечения проектирования и эксплуатации ледоколов и судов ледового плавания.

История лаборатории насчитывает более 40 лет. За это время был накоплен уникальный опыт исследований и разработок, создан значительный научно-технический задел, получены уникальные теоретические и практические знания, в том числе в ходе сопровождения и экспертизы проектов ледоколов и судов ледового плавания на этапах проектирования, испытаний и освоения в эксплуатации, участия в разработке профильной нормативно-методической базы и реализации масштабных международных проектов по изучению судоходства INSROP и ARCDEV. Всё это позволяет успешно решать широкий спектр задач, находящихся на стыке ледовой ходкости, ледовой прочности и морской ледотехники, тем самым обеспечивая безопасную и эффективную эксплуатацию судов в ледовых условиях.

Как известно, преобладающее число морских судов, проектируемых и строящихся для отечественных заказчиков, имеет ледовый класс и предназначено для регулярной эксплуатации в арктических или замерзающих неарктических морях. Появляются суда новых архитектурно-конструктивных типов, в частности, крупнотоннажные транспортные суда высоких ледовых классов, предназначенные для морской перевозки нефти и газа, и атомные ледоколы новых поколений, отличающиеся высокой производительностью энергетической установки. Наряду с этим, изменяются тенденции и в сфере ледового судоходства – растут объёмы и интенсивность морских грузоперевозок, продлевается навигационный период, используются высокоширотные трассы плавания, осуществляется переход на новые тактики плавания во льдах, увеличивается скорость хода судов во льдах. Указанные факторы определяют актуальность и востребованность деятельности лаборатории.

В своей дальнейшей деятельности, кроме выполнения коммерческих работ для отечественных заказчиков, лаборатория планирует активно развивать научную и образовательную составляющие, а также продолжать международное сотрудничество. В частности, на сегодняшний день в инициативном порядке ведутся исследования, связанные с оценкой и прогнозированием параметров механического взаимодействия корпуса судна и ледяного покрова на основе вероятностного подхода с использованием алгоритмов машинного обучения.


НАША МИССИЯ

Содействовать повышению эффективности и безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях за счёт разработки и реализации научно-технических и инженерных решений, основанных на сочетании традиционных и инновационных подходов, применении информационных технологий и раскрытии интеллектуального потенциала сотрудников


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • «PRE-FEED»
    • анализ опыта проектирования и эксплуатации, современного состояния и перспектив развития флота ледоколов и судов ледового плавания
    • технико-экономическое обоснование основных параметров судов, разработка технико-эксплуатационных требований и технических заданий
    • расчётное обоснование ледового и/или полярного классов судов, параметров формы корпуса и характеристик пропульсивного комплекса с учётом фактических условий плавания во льдах


  • «ЛЕДОВАЯ ХОДКОСТЬ»
    • математическое моделирование процесса движения судов во льдах с учётом различных ледовых условий акваторий и режимов ледового плавания
    • разработка и верификация практических методов оценки ходкости судов во льдах
    • определение параметров движения судов во льдах по требованиям к ледовой ходкости, расчёт достижимых скоростей хода


  • «ЛЕДОВЫЕ НАГРУЗКИ»
    • оценка и прогнозирование локальных и глобальных нагрузок в результате воздействия льда на корпус судов на основе прогрессивных детерминистического и вероятностного подходов
    • определение проектных ледовых нагрузок на корпус судов согласно требованиям нормативной документации и на основе физических моделей механического взаимодействия
    • разработка специализированного методического, алгоритмического и программного обеспечения для решения задач механического взаимодействия корпуса судна и ледяного покрова


  • «ЛЕДОВАЯ ПРОЧНОСТЬ»
    • проектирование и оптимизация конструкций ледовых усилений корпуса судов согласно требованиям нормативной документации и на основе аналитических и численных методов
    • анализ и нормирование прочности конструкций ледовых усилений корпуса судов с учётом фактического технического состояния
    • определение параметров движения судов во льдах исходя из требований к ледовой прочности, расчёт допустимых и опасных скоростей хода


  • «ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ»
    • оценка влияния ледовых условий акваторий на судоходство
    • анализ и систематизация архивных, фактических и прогнозных данных по ледовым условиям акваторий, в том числе на основе методов Data Mining
    • математическое моделирование процесса термического роста (таяния) морского льда и физико-механических характеристик ледяного покрова


  • «БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОВ»
    • определение параметров безопасных режимов движения судов во льдах, включая вероятностную оценку
    • разработка рекомендаций по обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях, подготовка Ледовых сертификатов и Наставлений по эксплуатации в полярных водах
    • анализ ключевых эксплуатационных отказов при плавании судов во льдах, включая оценку рисков


  • «КОНСАЛТИНГ»
    • участие в разработке профильной нормативно-методической базы (Правила классификации и постройки морских судов РМРС, Правила плавания в акватории СМП)
    • научно-техническое сопровождение и экспертиза проектов ледоколов и судов ледового плавания на этапах проектирования, испытаний и освоения в эксплуатации
    • организация и проведение учебных курсов по проектированию и конструкции ледоколов и судов ледового плавания для работников судостроительной отрасли

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Среди наших партнёров мы видим организации, деятельность которых охватывает самые различные стадии жизненного цикла судов при эксплуатации в ледовых условиях, в том числе:

  • профильные федеральные органы исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта)
  • операторы флота ледоколов и судов ледового плавания, судоходные компании и пароходства (ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Росморпорт», Группа компаний «Совкомфлот»)
  • дочерние компании крупнейших энергетических корпораций, занятые добычей на шельфе и морской транспортировкой углеводородов (ПАО «Газпром нефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Новатэк»)
  • классификационные общества (ФАУ «Российский морской регистр судоходства»)
  • отраслевые научно-исследовательские институты и центры (ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»)
  • отраслевые проектно-конструкторские бюро (АО «ЦКБ «Айсберг», АО «ЦКБ «Лазурит», АО «Ленморниипроект»)
  • профильные высшие учебные заведения (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»)
  • инжиниринговые компании (ООО «Бюро Гиперборея»)

НАШИ РАБОТЫ

В период с 2017 по 2021 гг. наши сотрудники принимали участие в выполнении следующих работ по ледовой тематике:

  • Исследование ледовых качеств теплохода «Георгий Ушаков» с подготовкой заключения о возможности самостоятельной эксплуатации судна в Енисейском заливе
  • Исследование возможностей российских судостроительных предприятий, способных построить арктический танкер класса Arc7
  • Исследование ледовых качеств танкера «Marika» с анализом возможности проведения модернизации с заменой носовой оконечности
  • Исследование на соответствие конструкций атомного контейнеровоза «Севморпуть» ледовому классу Arc7
  • Разработка принципиальной схемы движения судов и тактики работы ледоколов и буксиров на акватории Удалённого терминала «Утренний»
  • Исследование ледовых качеств, конструкции корпуса, механизмов и винто-рулевого комплекса теплохода «Thorco Sky» с целью определения их соответствия ледовому классу Аrc4
  • Анализ перспективных грузопотоков на трассах Северного морского пути. Проведение технико-экономического анализа использования различных судовых энергоустановок и типов судов для выбранных вариантов перевозок
  • Разработка методов использования судов государственного назначения
  • Исследования, касающиеся предложений по корректировке Правил плавания в акватории СМП, а также особенностей проводки крупнотоннажных судов
  • Актуализация программы обновления и развития ледокольного флота ФГУП «Росморпорт» на период до 2030 года
  • Разработка логистической схемы транспортировки нефти с Пайяхской группы месторождений
  • Разработка логистической схемы морской транспортировки продукции ГДК «Баимская»
  • Разработка концепции организации морских контейнерных перевозок между морскими портами Мурманск и Петропавловск-Камчатский
  • Разработка предпроектных предложений по реконструкции порта Провидения
  • Исследование эксплуатационных качеств атомного ледокола «Арктика» пр. 22220 с оценкой возможности его работы с достигнутой осадкой на основных направлениях эксплуатации
  • Оценка потребности в транспортном ледокольном флоте для работы на трассах Северного морского пути с учётом перспективных грузопотоков
  • Исследование ледовых качеств теплохода «Grand T» и разработка рекомендаций по ледовой безопасности с учётом выполненных ранее работ по судам этой серии
  • Оценка возможности эксплуатации крупнотоннажных навалочных и контейнерных судов из порта Приморск в направлении портов Западной Европы
  • Актуализация исследования по ледокольному обеспечению танкеров и газовозов в заливе Анива, выполненного ЦНИИМФ в 2008 году, применительно к использованию для этих целей многофункциональных судов «Балтика» и «Берингов Пролив»
  • Оценка возможности использования балкера дедвейтом 105 тыс. т полярного класса PC6 для вывоза продукции Сырадасайского каменноугольного месторождения на основе требований к ледовой прочности и к ледовой ходкости
  • Разработка рекомендаций по ледовой безопасности судов «Antonis», «Bigroll Baffin», «Sola», «Energy Navigator», «Diamond», «Jasmine», «Cygnus Passage», «Grand Mereya», «Hyundai Ecopia», «Clearocean Ajax», «LNG Jupiter», «Zaliv Aniva», «Energy Advance», «Energy Frontier», «Sun Arrows»

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

В период с 2017 по 2021 гг. наши сотрудники подготовили и опубликовали более 20 научно-технических работ по ледовой тематике, в том числе четыре – в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus. Со списком публикаций можно ознакомиться по ссылке ниже.


Список научных трудов Лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств судов