День воинской славы России — 27 января отмечается 77 годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Этот праздник отмечается ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».
С началом войны 300 из 374 сотрудников «ЦНИИМФ» и Морсудопроекта ушли на защиту Родины. В осажденном Ленинграде оставался небольшой коллектив, который в основном разрабатывал проекты вооружения транспортных судов, переоборудования их для военных нужд.
Зимой 1941 года набирала силу ледовая Дорога жизни. Но по мере того, как зима шла к концу, возрастала угроза потери этой единственной трассы. Ничего не было готово к массовым водным перевозкам через Ладогу. Транспортные средства, которыми она располагала в осеннюю навигацию 1941 года, разбило штормами, многое потопила вражеская авиация. Техническое состояние буксиров и барж, оставшихся на плаву, оказалось плачевным. По свидетельству начальника тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Ф. Н. Лагунова, на Ладоге из 29 озерных барж только 7 были в хорошем состоянии. Речные баржи, а их имелось 60, были ветхие, со слабым креплением и непригодны для плавания по Ладожскому озеру, которое в осенний период очень бурное. С 11 сентября по 15 ноября 1941 года от штормов погибло более 20 барж с людьми, продовольствием.
Крайне необходимы были новые и надежные транспортные средства. Проект стальной баржи был в кратчайшие сроки разработан конструкторским бюро Морсудопроект («ЦНИИМФ»). Главным конструктором в военное время был А.К. Осмоловский (1904-1984 гг.), видный специалист в области морского судостроения, кандидат технических наук, позднее возглавлявший один от отделов ЦНИИ морского флота. Именно по его инициативе были спроектированы металлические сухогрузные баржи для «Дороги жизни».
На построенных баржах в 1942 году с восточного берега Ладоги на западный перебрасывалось вооружение и продовольственные грузы для Ленинграда и Ленинградского фронта. Всего за навигацию 1942 года в город было перевезено более 790 тыс. тонн различных грузов, из которых почти половину – более 353 тыс. тонн – составляло продовольствие. При этом на первом месте находились хлебные грузы – около 161 тыс. тонн муки и более 23,5 тыс. тонн зерна. Значительную долю среди доставленных в Ленинград грузов занимало топливо – уголь и горюче-смазочные материалы. Из Ленинграда на Большую землю в навигацию 1942 года было вывезено 310 тыс. тонн эвакогрузов, преимущественно фабрично-заводское оборудование, электротехника, промышленная продукция, черные и цветные металлы.
Кроме того, баржи использовали во время работ по прокладке через Ладожское озеро электрического кабеля для передачи электроэнергии Волховской ГЭС в Ленинград. Совместно водный маршрут и ледовая трасса снабдили всем необходимым для наступательной операции войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов и военных флотилий. Это была важная победа и судостроителей Ленинграда.
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©