В рамках научно-исследовательской работы (НИР) по заказу ООО «БалтСпецПроект» специалисты АО «ЦНИИМФ» выполнили расчетное обоснование возможности применения альтернативной конструкции без двойных бортов и двойного дна для плавучего железобетонного хранилища нефтепродуктов проекта 04080 (проектант – ООО «БалтСпецПроект») для эксплуатации в акватории порта Санкт-Петербург.
Основным критерием для признания возможности применения данной альтернативной конструкции являлось выполнение требований Резолюции ИМО MEPC.110(49) (далее – Резолюция). Для целей проведения расчетов по Резолюции специалистами АО «ЦНИИМФ» был разработан специализированный программный модуль в составе фирменного программного комплекса «STABEDIT PROFESSIONAL». Достоверность расчетов, выполняемых на данном программном модуле, была успешно верифицирована в соответствии с требованиями Резолюции.
Расчетная модель плавучего хранилища нефтепродуктов проекта 04080
Интерфейс программного модуля для расчетов по Резолюции ИМО MEPC.110(49)
Кроме того, в рамках НИР были выполнены расчеты прочности конструкций хранилища при эксплуатационной посадке на грунт, разработана специальная методика и на её основе проведена оценка рисков применительно к поставленной задаче, произведен расчет вероятностей столкновения судов с накопителем и вероятностей отрыва накопителя с грунтовой подушки.
Результаты расчета прочности ж/б накопителя методом конечных элементов
Результаты проведенной оценки рисков и расчетов по Резолюции подтвердили безопасность эксплуатации плавучего хранилища проекта 04080 на рассматриваемой акватории.
На основе рассмотрения отчетных документов по выполненной НИР возможность применения альтернативной конструкции для железобетонного хранилища нефтепродуктов проекта 04080 согласована ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и Министерством транспорта Российской Федерации. Одобрение результатов НИР открывает перспективы широкого применения плавучих хранилищ нефтепродуктов альтернативной конструкции в акваториях портов РФ.
НИР была выполнена совместно специалистами отдела технической эксплуатации водного транспорта (22) и отдела конструктивной надежности и модернизации судов (25)
Справка: Резолюция MEPC.110(49) представляет собой Пересмотренное временное руководство по одобрению альтернативных методов проектирования и постройки нефтяных танкеров согласно правилу 13F(5) Приложения I к МАРПОЛ 73/78. Целью Пересмотренного временного руководства является обеспечение международного стандарта оценки и одобрения альтернативных методов проектирования и постройки нефтяных танкеров согласно правилу 13F(5) Приложения I к МАРПОЛ 73/78. Основной принцип Руководства заключается в сравнении показателей вылива нефти в случае столкновения или посадки на мель танкера альтернативной конструкции и показателей вылива нефти из танкеров с типовой конструкцией двойного корпуса, которые соответствуют правилу 13F(3) Приложения I к МАРПОЛ 73/78, на основании рассчитанного индекса предотвращения загрязнения. Показатели вылива нефти танкеров с двойным корпусом, которые соответствуют правилу 13F(3) Приложения I к МАРПОЛ 73/78, могут быть различными. Продольное деление на отсеки грузовых танков оказывает существенное влияние на вылив нефти в случае проникающего повреждения внутреннего корпуса. Отдельные типовые конструкции двойного корпуса демонстрируют благоприятные показатели вылива нефти.
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©