30 января 2024 года завершилась уникальная морская операция по транспортировке двух сепараторов-пароперегревателей (СПП) по маршруту Усть-Славянка – порт Бронка.
АО «ЦНИИМФ», как ведущая отраслевая научно-исследовательская организация, специалисты которого имеют уникальные компетенции в осуществлении проектов любой сложности, было привлечено к работе над проектом. Высокую оценку компетенций АО «ЦНИИМФ» подчеркнуло обращение руководства госкорпорации «Росатом» с просьбой оказания помощи в решении этой сложной задачи. В состав разработанной Инстиутом документации вошли Проект погрузки, Проект размещения и крепления, Проект буксировки, План управления рисками. Заказчиком работы выступило ООО «Курсар Проект Логистик», являющееся генеральным подрядчиком транспортировки СПП.
![Прохождение каравана с СПП по реке Неве.jpg Прохождение каравана с СПП по реке Неве.jpg](/upload/medialibrary/cea/3npp5uxp4x7lothgufz568w0vr3z9e97/Prokhozhdenie-karavana-s-SPP-po-reke-Neve.jpg)
Прохождение каравана с СПП по реке Неве.
Фото: © CПб ГБУ «Мостотрест», 2024
Уникальность морской операции связана с тем, что подобный метод буксировки несамоходных барж, как правило, не используется в ледовых условиях – ледовые проводки не осуществлялись на акватории Невы со времён Советского Союза. Подобная буксировка относится к морской операции высокой степени сложности ввиду слабой изученности ледовой обстановки. В планируемый период проведения операции имела место нестабильность погодных условий (перепады температуры и резкое изменение направления и силы ветра) и, как следствие, изменчивость ледовых условий, что вносило дополнительные неопределенности при разработке проектной документации и создавало дополнительные риски при реализации проекта. Ледовый покров, крайне неравномерный по сплочённости и толщине по всему руслу Невы, представляет из себя сморози битого и мелкобитого льда с разной степенью торосистости. Также трудность могла вызывать шуга, которую несёт река подо льдом. Толщина слоя шуги в некоторых местах может практически полностью перекрывать русло реки, образуя уплотнения (зажоры). При этом главным ограничением было отсутствие какого-либо существенного запаса по времени, ввиду невозможности разведения мостов за пределами графика. Несмотря на это, проект был разработан специалистами Института в предельно короткий срок (менее двух недель) и успешно реализован при их непосредственном участии на всех этапах.
![Очистка акватории от битого льда у причала в Усть-Славянке.jpg Очистка акватории от битого льда у причала в Усть-Славянке.jpg](/upload/medialibrary/9b7/gcbew4prwg1hx4727esg41wurrg3onmu/Ochistka-akvatorii-ot-bitogo-lda-u-prichala-v-Ust_Slavyanke.jpg)
Очистка акватории от битого льда у причала в Усть-Славянке.
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2024
Подготовка баржи к погрузке СПП началась 26 января: была выполнена очистка акватории от битого льда, специалистами Института произведена разметка размещения уникальных грузов. Были смонтированы опоры на палубе и аппарель на корме баржи, произведена балластировка баржи до состояния, определенного в проекте. Ближе к вечеру началась погрузка на баржу накатным способом двух СПП, завершившаяся в 28 января.
![Погрузка второго СПП на баржу накатным способом.jpg Погрузка второго СПП на баржу накатным способом.jpg](/upload/medialibrary/d9f/ro9mqvl7ced1afhjtl82mi2qv42dw2pi/Pogruzka-vtorogo-SPP-na-barzhu-nakatnym-sposobom.jpg)
Погрузка второго СПП на баржу накатным способом.
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2024
![Группа авторского надзора 1.jpg Группа авторского надзора 1.jpg](/upload/medialibrary/a31/q343259w120q7kpcbtz0i1i7wq5u4do4/Gruppa-avtorskogo-nadzora-1.jpg)
![Группа авторского надзора 2.jpg Группа авторского надзора 2.jpg](/upload/medialibrary/6ba/lnplyw4edmafw4gmhsxaujxgzb8ivze9/Gruppa-avtorskogo-nadzora-2.jpg)
Группа авторского надзора.
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2024
![Начало движения каравана.jpg Начало движения каравана.jpg](/upload/medialibrary/02f/r78n8i7d2oc6o6qg0y68zk2a3w0z6ntj/Nachalo-dvizheniya-karavana.jpg)
Начало движения каравана.
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2024
После соединения баржи с головным и толкающим буксирами началось движение каравана по маршруту. Всего в операции, помимо грузовой баржи, было задействовано 5 судов, которые, согласно проекту, в зависимости от различных погодных и ледовых условий, могли выполнять различные функции и менять свои места в караване.
Схема буксирного ордера с применением основного и вспомогательного ледокола в ледовых условиях.
![После прохождения семи разведенных мостов.jpg После прохождения семи разведенных мостов.jpg](/upload/medialibrary/d97/yjkp1kjotugm6jemhpbnirzow1i6zjrb/Posle-prokhozhdeniya-semi-razvedennykh-mostov.jpg)
После прохождения всех семи разведенных мостов, караван проследовал по Финскому заливу до порта Бронка, где 30 января оба СПП были успешно выгружены на берег с помощью портовых кранов.
Выгрузка СПП в порту Бронка.
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2024
Видео по теме:
1. Видео снятое В.Е. Ивановым:
2. Видео снятое CПб ГБУ «Мостотрест»:
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©