Пресс-центр

22.02.2024 ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ БИК ЛО ПРОХОДИТ ТЕСТОВУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ НА ЛЕДОКОЛЕ «УРАЛ» В КАРСКОМ МОРЕ И ЕНИСЕЙСКОМ ЗАЛИВЕ

С декабря 2023 г. опытный образец бортового аппаратно-программного комплекса автоматизированной системы сбора характеристик морского льда и состояния ледового покрова (БИК ЛО) успешно проходит тестовую эксплуатацию на универсальном атомном ледоколе пр. 22220 «УРАЛ» в Карском море и Енисейском заливе.

Напомним, что еще в марте 2022 года ФГУП «Атомфлот» объявил конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы по теме «Разработка бортового автоматизированного информационно-измерительного комплекса для оперативного сбора и обработки локальной информации об обстановке в районе местонахождения судна».

Разработка БИК ЛО велась в рамках Федерального проекта «Северный морской путь», а именно создания цифровой экосистемы Северного морского пути, включающей в себя единую платформу цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП, в том числе бортовые автоматизированные информационно-измерительные комплексы, установленные на судах, осуществляющих плавание в акватории СМП.

К январю 2023 года АО «ЦНИИМФ» были разработаны рабочая-конструкторская документация и опытный образец бортового измерительного комплекса. Опытная эксплуатация оборудования БИК ЛО осуществлялась в рабочем рейсе атомного ледокола «Урал» с 24 января по 12 февраля 2023 года. Научная группа АО «ЦНИИМФ» из 4-х человек в течение двух недель проводила испытания в Карском море, Енисейском заливе и реке Енисей.

БИК ЛО, в соответствии со своим основным назначением, в автоматическом режиме обеспечивает:

-     дистанционное измерение толщины льда и высоты снега на основе анализа формы и размеров полных выворотов отдельных льдин у борта судна при его движении;

-     оценку параметров поперечного сжатия ледяных полей на основе дистанционного измерения скорости закрытия канала за кормой судна при его движении;

-     оценку параметров сплоченности ледяного покрова в ближней зоне судна до 300 м по ходу движения судна;

-     оценку параметров торосистости ледяного покрова в ближней зоне судна до 300 м по ходу движения судна (опционально);

-     сбор данных от судовой метеостанции о метеорологических параметрах: температуре воздуха, направлении и скорости ветра, атмосферном давлении, относительной влажности воздуха;

-     сбор данных с судового навигационного оборудования для получения следующей информации: координат судна, скорости относительно грунта, курса истинного, скорости относительно воды, курса гирокомпасного;

-     осуществление регламентной передачи полученных данных в береговой сегмент БИК;

-     визуализацию информации на АРМ оператора на борту судна;

-     возможность удаленного контроля работоспособности.

Основу БИК ЛО составляют 4 измерительных блока, размещенных во всепогодных термокожухах. По стойкости, прочности и устойчивости к воздействию механических и климатических факторов термокожухи БИК выполнены в климатическом исполнении ХЛ1 в соответствии с ГОСТ 15150-69 (температура работы от -50° до + 50°С, стандарт IP67). Возможность работы при низких температурах, снеге, ветре, условиях обледенения достигается за счет использования интеллектуальной системы поддержания положительной температуры внутри термокожуха (нагревательный элемент, вентилятор, обогреваемые стекла). Разработчиком и производителем термокожухов является компания ООО «БИК-Информ».


бик ло 1_1.jpg

Рисунок 1 – Внешний вид измерительного блока БИК ЛО (опытный образец)


Основным «сенсором» в составе измерительного блока является сканирующий авиационный лидар Livox Avia, который сочетает в себе компактную конструкцию с достаточно высокой дальностью обнаружения и эффективностью, обеспечивая угол зрения (FOV) более 70°. Livox Avia позволяет регулировать дальность обнаружения в соответствии с интенсивностью окружающего освещения, сохраняя при этом низкий уровень шума. Дальность обнаружения до 450 м в условиях низкой освещённости обеспечивает детальную регистрацию удалённых объектов в диапазоне до 300 м.

Несмотря на наименования «измерительный блок» или «измерительный комплекс», основная функция оценки параметров ледовой обстановки выполняется расчетным путем с использованием уникального программного обеспечения, разработанного российскими специалистами. Лидар лишь выполняет роль источника получения цифровой модели области съемки. На рисунке 2 представленаы визуализация цифрового снимка с лидара и построенная модель для измерения толщины льда и высоты снега. Слева представлено прямое измерение выворота льдины вдоль борта судна в исходном облаке точек, полученных с лидара. Справа визуализирован уже результат работы алгоритма автоматического измерения.


бик ло 1_2.jpg

Рисунок 2 – Визуализация измерений толщины льда и высоты снега


В декабре 2023 г. проект БИК стал победителем Арктического технологического конкурса «АРКТЕК ИНЖИНИРИНГ» в номинации, объявленной ПАО НОВАТЭК «Разработка аппаратно-программного комплекса (АПК) автоматизированной системы сбора характеристик морского льда и состояния ледяного покрова для валидации ледовых карт, создаваемых на основе спутниковых методов дистанционного мониторинга, составления оперативных прогнозов ледовой обстановки в районах активного судоходства».


бик ло 1_3.jpg


бик ло 1_4.jpg

Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©

К списку новостей