Разработка технико-экономических обоснований на различных стадиях жизненного цикла судов

к Отделу развития морского транспорта

Реализация крупных инвестиционных проектов (освоение новых месторождений природных ресурсов, выход на новые рынки сбыта готовой продукции и т.д.) проходит несколько этапов разработки с различной степенью детализации и достоверности (точности) расчетов. Мы можем выполнить исследование на любом этапе разработки проекта – от возникновения бизнес-идеи до детального (рабочего) проектирования. Тоже касается и судов, участвующих в исследовании: мы можем рассмотреть как концепты судов, так и эксплуатирующиеся суда.

ТЭО строительства и эксплуатации судна является одним из этапов решения логистической задачи, поскольку направлено на оптимизацию транспортных потоков и достижение целей проекта с минимальными затратами ресурсов.

Базовым понятием ТЭО строительства и эксплуатации судна является логистическая схема.

Под логистической схемой понимается уникальный набор взаимосвязанных элементов транспортной системы (см. рисунок), обеспечивающий доставку груза от порта отправления до порта назначения.



Цель ТЭО – выбрать из сформированного перечня оптимальную логистическую схему по заданным критериям и оценить целесообразность реализации проекта.

ТЭО строительства и эксплуатации судов выполняются в соответствии со Стандартом АО «ЦНИИМФ» СТО ЯКУТ.23.01–2025 «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ».

Как правило, ТЭО включает два основных раздела работ, структурированных подразделами, расположенными в логической последовательности:

  1. Разработка логистических схем (подготовительный раздел):
    • описание основных параметров формирования логистической схемы. Общие условия и задачи реализуемого проекта;
    • характеристика портовой инфраструктуры для отгрузки и приема грузов;
    • анализ навигационных, гидрометеорологических и ледовых условий плавания;
    • особенности маршрутов и районов плавания;
    • анализ существующих и планируемых к моменту запуска проекта мощностей ледокольного флота РФ. Обоснование ледового класса судов. Оценка потребности в ледокольном обеспечении;
    • анализ рынка мирового транспортного флота;
    • разработка основных технико-эксплуатационных требований к расчетным типам судов;
    • анализ фрахтового рынка мирового транспортного флота;
    • анализ судостроительных мощностей;
    • формирование логистических схем.
  2. ТЭО (расчеты и выводы):
    • моделирование работы флота и расчет эксплуатационных показателей;
    • определение состава и технических характеристик вспомогательного флота;
    • оценка стоимости расчетных судов;
    • расчет операционных и капитальных затрат, с учетом затрат на вспомогательный флот;
    • оценка экономической эффективности ЛС;
    • выводы и рекомендации.

Расчеты могут быть автоматизированы средствами математического (аналитического, имитационного) моделирования.

Аналитическое моделирование выполняется средствами редактора электронных таблиц (например, MS Excel) и учитывает известные аналитические зависимости между элементами транспортный системы и их технико-эксплуатационными характеристиками.

Имитационное моделирование выполняется с помощью специализированного программного обеспечения (например, АnyLogic) и, в отличие от стандартных средств аналитического моделирования, позволяет выполнять оценку степени влияния стохастических факторов (гидрометеорологические условия, длительность технологических операций и др.) на ключевые показатели работы транспортных систем.

Подробнее об особенностях применяемых средств математического моделирования в разделе Моделирование работы транспортных систем.

к Отделу развития морского транспорта