к Отделу развития морского транспорта
Реализация крупных инвестиционных проектов (освоение новых месторождений природных ресурсов, выход на новые рынки сбыта готовой продукции и т.д.) проходит несколько этапов разработки с различной степенью детализации и достоверности (точности) расчетов. Мы можем выполнить исследование на любом этапе разработки проекта – от возникновения бизнес-идеи до детального (рабочего) проектирования. Тоже касается и судов, участвующих в исследовании: мы можем рассмотреть как концепты судов, так и эксплуатирующиеся суда.
ТЭО строительства и эксплуатации судна является одним из этапов решения логистической задачи, поскольку направлено на оптимизацию транспортных потоков и достижение целей проекта с минимальными затратами ресурсов.
Базовым понятием ТЭО строительства и эксплуатации судна является логистическая схема.
Под логистической схемой понимается уникальный набор взаимосвязанных элементов транспортной системы (см. рисунок), обеспечивающий доставку груза от порта отправления до порта назначения.
Цель ТЭО – выбрать из сформированного перечня оптимальную логистическую схему по заданным критериям и оценить целесообразность реализации проекта.
ТЭО строительства и эксплуатации судов выполняются в соответствии со Стандартом АО «ЦНИИМФ» СТО ЯКУТ.23.01–2025 «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ».
Как правило, ТЭО включает два основных раздела работ, структурированных подразделами, расположенными в логической последовательности:
- Разработка логистических схем (подготовительный раздел):
- описание основных параметров формирования логистической схемы. Общие условия и задачи реализуемого проекта;
- характеристика портовой инфраструктуры для отгрузки и приема грузов;
- анализ навигационных, гидрометеорологических и ледовых условий плавания;
- особенности маршрутов и районов плавания;
- анализ существующих и планируемых к моменту запуска проекта мощностей ледокольного флота РФ. Обоснование ледового класса судов. Оценка потребности в ледокольном обеспечении;
- анализ рынка мирового транспортного флота;
- разработка основных технико-эксплуатационных требований к расчетным типам судов;
- анализ фрахтового рынка мирового транспортного флота;
- анализ судостроительных мощностей;
- формирование логистических схем.
- ТЭО (расчеты и выводы):
- моделирование работы флота и расчет эксплуатационных показателей;
- определение состава и технических характеристик вспомогательного флота;
- оценка стоимости расчетных судов;
- расчет операционных и капитальных затрат, с учетом затрат на вспомогательный флот;
- оценка экономической эффективности ЛС;
- выводы и рекомендации.
Расчеты могут быть автоматизированы средствами математического (аналитического, имитационного) моделирования.
Аналитическое моделирование выполняется средствами редактора электронных таблиц (например, MS Excel) и учитывает известные аналитические зависимости между элементами транспортный системы и их технико-эксплуатационными характеристиками.
Имитационное моделирование выполняется с помощью специализированного программного обеспечения (например, АnyLogic) и, в отличие от стандартных средств аналитического моделирования, позволяет выполнять оценку степени влияния стохастических факторов (гидрометеорологические условия, длительность технологических операций и др.) на ключевые показатели работы транспортных систем.
Подробнее об особенностях применяемых средств математического моделирования в разделе Моделирование работы транспортных систем.