Лаборатория генеральных грузов является самостоятельным структурным подразделением института, выполняющим научно-исследовательские, экспериментальные и инженерно-технические разработки, направленные на обеспечение безопасности морской перевозки генеральных грузов, на поддержание национальной и международной нормативной базы транспортного процесса на современном уровне.
Основные направления деятельности
Во исполнение Правила VI/1.2 и Правила VI/2 МК СОЛАС-74 по поручению грузоотправителей разрабатываем Информации о грузе, обеспечивающие оптимизацию расходов времени, средств и материалов для надлежащей погрузки и крепления грузов на судах и в грузовых транспортных единицах (ГТЕ) на основе собственных экспериментальных исследований транспортных характеристик и свойств грузов.
Во исполнение Правила VI/5.6 МК СОЛАС-74 и по заявкам судовладельцев, разрабатываем Наставления по креплению грузов на судне, содержащие конкретные рекомендации капитану на основе принципа "Каждый груз - на каждом судне - в каждом рейсе".
Расследование аварийных случаев, имевших место при перевозке различных видов генеральных грузов, повлекших за собой порчу/потерю грузов, повреждения/гибель судна, травмирование/гибель людей. На основании данных, предоставляемых Заказчиком, восстанавливается картина происшествия, устанавливаются обстоятельства и причины случившегося.
К этому виду деятельности относится проведение экспертиз по запросам компетентных органов и любой из сторон транспортного процесса.
База знаний
1. Крепление груза на транспортном средстве - это комплекс мер и средств, обеспечивающих безопасное для человека и окружающей среды сохранное состояние груза и транспортного средства при транспортировании путём предотвращения смещения груза относительно транспортного средства в виде его скольжения, опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.
2. Информация о грузе (ИОГ) – документ, требуемый Правилом VI/2.2 Конвенции СОЛАС‑74, с поправками, в котором должны быть приведены транспортные характеристики и свойства груза (массогабаритные характеристики, углы статической устойчивости груза, допустимое число ярусов, коэффициенты трения и т.д.), а также название судна, порт отправления, порт назначения, наименование грузополучателя, количество погруженного груза. Документ оформляется на каждую судовую партию.
Информация о грузе обеспечивает оптимизацию расходов времени, средств и материалов для надлежащей погрузки и крепления грузов на судах и в грузовых транспортных единицах (ГТЕ) на основе экспериментальных исследований транспортных характеристик и свойств грузов.
3. Информация о грузе (стандартная) – Информация о грузе, для разработки которой ранее уже были определены транспортные характеристики и свойства груза, такие как коэффициенты трения, угол статической устойчивости и др. Для всех остальных грузов Информация о грузе считается нестандартной, сроки разработки и стоимость которой определяются в каждом конкретном случае.
4. Грузовая транспортная единица (ГТЕ) – судно, железнодорожный вагон, автотранспортное средство, грузовой контейнер, съёмный кузов или любая иная подобная единица, используемая, в частности, для смешанных (интермодальных) перевозок.
5. Информация о грузе со схемой размещения и крепления в ГТЕ – документ, специально разработанный на основе заявки, чертежей и фотографий груза для транспортирования на конкретной ГТЕ, по которой предоставлены чертежи и фотографии; включает в себя оптимальную схему укладки и крепления, перечень и характеристики средств крепления груза с описанием рекомендуемой последовательности погрузки и крепления груза. Обычно такие схемы размещения и крепления разрабатываются на следующие виды грузов: все виды металлопродукции (в пакетах/связках или поштучно), лесные, в мягких контейнерах, оборудование, крупногабаритные и тяжеловесные, опасные грузы в таре.
6. Информация о грузе со схемой размещения и крепления в ГТЕ (стандартная) – стандартным грузом для перевозки на ГТЕ является груз с плоским основанием, габаритные размеры груза не превышают внутренние ГТЕ, груз снабжен штатными точками крепления.
7. Сопровождение годовых Информаций о грузе – комплекс работ, который включает в себя следующие операции:
- подготовка заверенных копий ИОГ для судовой администрации согласно предоставленного предварительного грузового плана (ПГП);
- вручение судовой администрации заверенных Информаций о грузе;
- ведение реестров по годовым Информациям о грузе;
- сверка транспортных характеристик груза с заявленными значениями.
8. Авторский надзор / инженерно-технологическое сопровождение погрузки и крепления груза (суперкарго) – комплекс работ, который выполняется в интересах заказчика и включает в себя следующие операции:
- осмотр и, при необходимости, замер груза, подготовленного к отгрузке, на причале;
- оптимизация предварительного грузового плана совместно с судовой администрацией и портом;
- постоянный контроль при погрузке за исполнением совместно выработанных решений;
- в ходе погрузки контроль «пустот» в грузовых помещениях, подбор грузов на причале для их заполнения;
- контроль за креплением груза (оно должно быть эффективным, достаточным и не излишним).
9. Документ о безопасной укладке и креплении груза на судне (ДОБУК) – документ, подтверждающий выполнение требований судового Наставления по креплению грузов (НКГ) и/или рекомендаций Информации о грузе, либо Проекта размещения и крепления груза на судне (ПРК). Документ разрабатывается на судовую партию после проверки соответствия укладки и крепления груза требованиям указанных выше документов. Документ оформляется на бумажном носителе с уникальным идентификационным номером в четырёх имеющих равную юридическую силу экземплярах или в электронном (отсканированном) виде бумажного носителя и передается перевозчику и другим заинтересованным сторонам (по принадлежности).
ДОБУК, выданный признанной организацией, подтверждает проявление грузо- и/или судовладельцем должной заботы для обеспечения безопасной и сохранной транспортировки груза.
10. Свидетельство о безопасной укладке и креплении груза в грузовой транспортной единице (СОБУК) – документ разрабатывается на каждый контейнер, оупен-топ, флэт-рэк, ролл-трейлер или иное грузовое транспортное средство после проверки соответствия укладки и крепления груза требованиям ИОГ со схемой размещения и крепления груза в ГТЕ. Документ оформляется на бумажном носителе с уникальным идентификационным номером в четырёх имеющих равную юридическую силу экземплярах или в электронном (отсканированном) виде бумажного носителя и передается перевозчику и другим заинтересованным сторонам (по принадлежности).
СОБУК, выданный признанной организацией, подтверждает проявление грузоотправителем или терминалом погрузки должной заботы для обеспечения безопасной и сохранной транспортировки груза.
11. Проект размещения и крепления груза на судне для данного рейса (ПРК) – документ, специально разработанный на основе ТЗ Заказчика для конкретного рейса судна, в котором должны быть представлены общие сведения по Проекту, данные по судну, грузу (Информация о грузе), схемы размещения и крепления грузов, расчёты средств крепления, подтверждающие обеспечение несмещаемости конкретного груза на конкретном судне в планируемом направлении перевозки в указанном в ТЗ грузовом помещении, расчёты остойчивости и прочности, в т.ч. местной прочности (при необходимости), для данного варианта загрузки судна, перечень требуемых крепёжных и сепарационных материалов, описание, при необходимости, порядка погрузки и крепления груза.
12. Проект размещения и крепления груза на судне для данного рейса (стандартный) – Проект на крупногабаритный или тяжеловесный груз, такой как подвижная автотехника, вагон-дома, снабженные точками крепления и размещаемые на судне с возможностью крепления к судовым штатным устройствам крепления грузов.
13. Крупногабаритные грузы (КГ) – грузовые места, один из размеров которых превышает льготный габарит погрузки подвижного состава железных дорог РФ по длине – 14 м, ширине (или диаметру) - 3,4 м, высоте - 3,4 м.
14. Тяжеловесные грузы (ТГ) - грузовые места массой более 35 т, размеры которых менее указанных параметров крупногабаритных грузов.
15. Крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) - грузовые места массой более 35 т с размерами крупногабаритного груза.
16. Уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) - грузовые места массой более 100 т с размерами крупногабаритного груза.
17. Техническое задание (ТЗ) – документ, в котором заказчик прописывает все условия, существенно важные для реализации проекта.
Нормативная база
Лабораторией разработаны действующие нормативные документы:
Общие и специальные правила перевозки грузов. Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов 4-М. Том 2. 1996 г.
РД 31.11.21.23-96 | Правила безопасности морской перевозки металлопродукции |
РД 31.11.21.19-96 | Правила безопасности морской перевозки подвижной техники |
РД 31.11.21.17-96 | Правила безопасности морской перевозки железобетонных изделий и конструкций (ЖБИК) |
РД 31.11.21.13-96 | Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов |
РД 31.11.21.24-96 | Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) |
РД 31.11.21.03-96 | Правила безопасности морской перевозки натурального каучука и латекса |
РД 31.11.21.04-96 | Правила безопасности морской перевозки стандартных деревянных домов |
РД 31.11.21.25-96 | Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов |
РД 31.11.21.26-96 | Правила безопасности морской перевозки гранита и мрамора в плитах и глыбах |
Общие и специальные правила перевозки грузов. Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов 4-М. Том 2. Книга 2, 1997 г.
РД 31.11.21.01-97 | Правила безопасности морской перевозки лесных грузов |
РД 31.11.21.02-97 | Правила безопасности морской перевозки бумаги, картона и целлюлозы. |
РД 31.11.21.16-2003 | Правила безопасности морской перевозки грузов |
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства транспорта РФ от 21 апреля 2003 г. № ВР-I/п. Зарегистрированы Министерством юстиции РФ 27 июня 2003 г. за № 4835. Правила официально опубликованы 10 ноября 2003 г. в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" № 43 от 27 октября 2003 г. Приказ опубликован в Российской газете №3343 от 12 ноября 2003 г. Вступили в силу с 24 ноября 2003 г.
Правила безопасности морской перевозки отдельных видов генеральных грузов, опубликованные в Правилах 4-М, том 2, 1996 г. и Правилах 4-М, том 2, книга 2, 1997 г., продолжают действовать в части, не противоречащей требованиям "Правил безопасности морской перевозки грузов" РД 31.11.21.16-2003, до переутверждения каждых из них в отдельности.
Типографская версия Сборника 4-М, том 2, книга 3, 2012 г. на двух языках: русском и английском может быть предоставлена по отдельной заявке по форме.
АО «ЦНИИМФ» в скором времени откроет свободный доступ к электронным версиям разработанных, изданных и зарегистрированных в установленном порядке, новых изданий. Единственным условием доступа является регистрация пользователя для дальнейшего анализа целевой аудитории.
С содержанием Кодекса ГТЕ в авторизованном неофициальном переводе ЦНИИМФа можно ознакомиться по ссылке:
Бумажные версии изданий в формате А4 могут быть предоставлены по отдельным заявкам Лабораторией генеральных грузов.
АО «ЦНИИМФ» в скором времени откроет свободный доступ к электронным версиям разработанных, изданных и зарегистрированных в установленном порядке, новых изданий. Единственным условием доступа является регистрация пользователя для дальнейшего анализа целевой аудитории.
Бумажные версии изданий в формате А4 могут быть предоставлены по отдельным заявкам Лабораторией генеральных грузов.
Публикации результатов научных исследований транспортных характеристик и свойств грузов
№ п/п |
Автор | Название | УДК |
1 | Е.Б. Карпович | Классификация грузов по модели смещения | 656.614.01/02 |
2 | Е.Б. Карпович | Разработка критерия безопасности морской перевозки металлопродукции | 656.614.3.073.434:629.114 |
3 | Е.Б. Карпович | Исследование устойчивости штабеля труб | |
4 | Е.Б. Карпович | Статическое давление штабеля труб на опорную поверхность | |
5 | Е.Б. Карпович | Основы безопасной перевозки металлопродукции на морских судах | 656.614.3.004.4 |
6 | Е.Б. Карпович | Организация экспериментальных рейсов со смещающимися грузами | 656.614.3.073.22 |
7 | А.З. Шевченко, Е.Б. Карпович, Ю.П. Новоселов | Разработка технологии морской перевозки чугуна в чушках с применением нескользящих покрытий взамен клеткования | 656.614.3.073.437:669-41 |