Лаборатория генеральных грузов

Лаборатория генеральных грузов является самостоятельным структурным подразделением института, выполняющим научно-исследовательские, экспериментальные и инженерно-технические разработки, направленные на обеспечение безопасности морской перевозки генеральных грузов, на поддержание национальной и международной нормативной базы транспортного процесса на современном уровне.

Основные направления деятельности

1. Исследование транспортных характеристик и свойств грузов
2. Разработка расчетных методик определения нагрузок, действующих на элементы крепления, схем и методов размещения и крепления различных видов грузов
3. Разработка Информаций о грузе

Во исполнение Правила VI/1.2 и Правила VI/2 МК СОЛАС-74 по поручению грузоотправителей разрабатываем Информации о грузе, обеспечивающие оптимизацию расходов времени, средств и материалов для надлежащей погрузки и крепления грузов на судах и в грузовых транспортных единицах (ГТЕ) на основе собственных экспериментальных исследований транспортных характеристик и свойств грузов.

Форма заявки на ИОГ
Форма заявки на Информацию о лесном грузе
Форма заявки на ИОГ в ГТЕ
4. Разработка Проектов размещения и крепления различных видов грузов, в том числе крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)
5. Разработка Документа о безопасной укладке и креплении груза на судне (ДОБУК)
6. Разработка Свидетельства о безопасной укладке и креплении груза в грузовой транспортной единице (СОБУК)
8. Проектирование специальной оснастки для размещения и крепления грузов и грузовых операций
9. Инженерно-технологическое сопровождение по разрабатываемой/разработанной технической документации, в том числе при подготовке грузов к транспортировке, погрузке, креплении груза, производстве и приемке спроектированных устройств
10. Взаимодействие с морскими гарантийными сюрвейерами
11. Разработка Наставлений по креплению грузов на судне

Во исполнение Правила VI/5.6 МК СОЛАС-74 и по заявкам судовладельцев, разрабатываем Наставления по креплению грузов на судне, содержащие конкретные рекомендации капитану на основе принципа "Каждый груз - на каждом судне - в каждом рейсе".

12. Расследование аварийных случаев

Расследование аварийных случаев, имевших место при перевозке различных видов генеральных грузов, повлекших за собой порчу/потерю грузов, повреждения/гибель судна, травмирование/гибель людей. На основании данных, предоставляемых Заказчиком, восстанавливается картина происшествия, устанавливаются обстоятельства и причины случившегося.

13. Разработка экспертных заключений

К этому виду деятельности относится проведение экспертиз по запросам компетентных органов и любой из сторон транспортного процесса.

База знаний

1. Крепление груза на транспортном средстве - это комплекс мер и средств, обеспечивающих безопасное для человека и окружающей среды сохранное состояние груза и транспортного средства при транспортировании путём предотвращения смещения груза относительно транспортного средства в виде его скольжения, опрокидывания отдельной грузовой единицы и (или) разрушения штабеля грузовых единиц под действием нормативных для данного вида транспорта ускорений.

2. Информация о грузе (ИОГ) – документ, требуемый Правилом VI/2.2 Конвенции СОЛАС‑74, с поправками, в котором должны быть приведены транспортные характеристики и свойства груза (массогабаритные характеристики, углы статической устойчивости груза, допустимое число ярусов, коэффициенты трения и т.д.), а также название судна, порт отправления, порт назначения, наименование грузополучателя, количество погруженного груза. Документ оформляется на каждую судовую партию.

Информация о грузе обеспечивает оптимизацию расходов времени, средств и материалов для надлежащей погрузки и крепления грузов на судах и в грузовых транспортных единицах (ГТЕ) на основе экспериментальных исследований транспортных характеристик и свойств грузов.

3. Информация о грузе (стандартная) – Информация о грузе, для разработки которой ранее уже были определены транспортные характеристики и свойства груза, такие как коэффициенты трения, угол статической устойчивости и др. Для всех остальных грузов Информация о грузе считается нестандартной, сроки разработки и стоимость которой определяются в каждом конкретном случае.

4. Грузовая транспортная единица (ГТЕ) – судно, железнодорожный вагон, автотранспортное средство, грузовой контейнер, съёмный кузов или любая иная подобная единица, используемая, в частности, для смешанных (интермодальных) перевозок.

5. Информация о грузе со схемой размещения и крепления в ГТЕ – документ, специально разработанный на основе заявки, чертежей и фотографий груза для транспортирования на конкретной ГТЕ, по которой предоставлены чертежи и фотографии; включает в себя оптимальную схему укладки и крепления, перечень и характеристики средств крепления груза с описанием рекомендуемой последовательности погрузки и крепления груза. Обычно такие схемы размещения и крепления разрабатываются на следующие виды грузов: все виды металлопродукции (в пакетах/связках или поштучно), лесные, в мягких контейнерах, оборудование, крупногабаритные и тяжеловесные, опасные грузы в таре.

6. Информация о грузе со схемой размещения и крепления в ГТЕ (стандартная) – стандартным грузом для перевозки на ГТЕ является груз с плоским основанием, габаритные размеры груза не превышают внутренние ГТЕ, груз снабжен штатными точками крепления.

7. Сопровождение годовых Информаций о грузе – комплекс работ, который включает в себя следующие операции:

  • подготовка заверенных копий ИОГ для судовой администрации согласно предоставленного предварительного грузового плана (ПГП);
  • вручение судовой администрации заверенных Информаций о грузе;
  • ведение реестров по годовым Информациям о грузе;
  • сверка транспортных характеристик груза с заявленными значениями.

8. Авторский надзор / инженерно-технологическое сопровождение погрузки и крепления груза (суперкарго) – комплекс работ, который выполняется в интересах заказчика и включает в себя следующие операции:

  • осмотр и, при необходимости, замер груза, подготовленного к отгрузке, на причале;
  • оптимизация предварительного грузового плана совместно с судовой администрацией и портом;
  • постоянный контроль при погрузке за исполнением совместно выработанных решений;
  • в ходе погрузки контроль «пустот» в грузовых помещениях, подбор грузов на причале для их заполнения;
  • контроль за креплением груза (оно должно быть эффективным, достаточным и не излишним).

9. Документ о безопасной укладке и креплении груза на судне (ДОБУК) – документ, подтверждающий выполнение требований судового Наставления по креплению грузов (НКГ) и/или рекомендаций Информации о грузе, либо Проекта размещения и крепления груза на судне (ПРК). Документ разрабатывается на судовую партию после проверки соответствия укладки и крепления груза требованиям указанных выше документов. Документ оформляется на бумажном носителе с уникальным идентификационным номером в четырёх имеющих равную юридическую силу экземплярах или в электронном (отсканированном) виде бумажного носителя и передается перевозчику и другим заинтересованным сторонам (по принадлежности).

ДОБУК, выданный признанной организацией, подтверждает проявление грузо- и/или судовладельцем должной заботы для обеспечения безопасной и сохранной транспортировки груза.

10. Свидетельство о безопасной укладке и креплении груза в грузовой транспортной единице (СОБУК) – документ разрабатывается на каждый контейнер, оупен-топ, флэт-рэк, ролл-трейлер или иное грузовое транспортное средство после проверки соответствия укладки и крепления груза требованиям ИОГ со схемой размещения и крепления груза в ГТЕ. Документ оформляется на бумажном носителе с уникальным идентификационным номером в четырёх имеющих равную юридическую силу экземплярах или в электронном (отсканированном) виде бумажного носителя и передается перевозчику и другим заинтересованным сторонам (по принадлежности).

СОБУК, выданный признанной организацией, подтверждает проявление грузоотправителем или терминалом погрузки должной заботы для обеспечения безопасной и сохранной транспортировки груза.

11. Проект размещения и крепления груза на судне для данного рейса (ПРК) – документ, специально разработанный на основе ТЗ Заказчика для конкретного рейса судна, в котором должны быть представлены общие сведения по Проекту, данные по судну, грузу (Информация о грузе), схемы размещения и крепления грузов, расчёты средств крепления, подтверждающие обеспечение несмещаемости конкретного груза на конкретном судне в планируемом направлении перевозки в указанном в ТЗ грузовом помещении, расчёты остойчивости и прочности, в т.ч. местной прочности (при необходимости), для данного варианта загрузки судна, перечень требуемых крепёжных и сепарационных материалов, описание, при необходимости, порядка погрузки и крепления груза.

12. Проект размещения и крепления груза на судне для данного рейса (стандартный) – Проект на крупногабаритный или тяжеловесный груз, такой как подвижная автотехника, вагон-дома, снабженные точками крепления и размещаемые на судне с возможностью крепления к судовым штатным устройствам крепления грузов.

13. Крупногабаритные грузы (КГ) – грузовые места, один из размеров которых превышает льготный габарит погрузки подвижного состава железных дорог РФ по длине – 14 м, ширине (или диаметру) - 3,4 м, высоте - 3,4 м.

14. Тяжеловесные грузы (ТГ) - грузовые места массой более 35 т, размеры которых менее указанных параметров крупногабаритных грузов.

15. Крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) - грузовые места массой более 35 т с размерами крупногабаритного груза.

16. Уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) - грузовые места массой более 100 т с размерами крупногабаритного груза.

17. Техническое задание (ТЗ) – документ, в котором заказчик прописывает все условия, существенно важные для реализации проекта.

Нормативная база

Лабораторией разработаны действующие нормативные документы:

"Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов" 4-М, том 2, 1996 г.

Общие и специальные правила перевозки грузов. Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов 4-М. Том 2. 1996 г.

РД 31.11.21.23-96 Правила безопасности морской перевозки металлопродукции
РД 31.11.21.19-96 Правила безопасности морской перевозки подвижной техники
РД 31.11.21.17-96 Правила безопасности морской перевозки железобетонных изделий и конструкций (ЖБИК)
РД 31.11.21.13-96 Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов
РД 31.11.21.24-96 Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)
РД 31.11.21.03-96 Правила безопасности морской перевозки натурального каучука и латекса
РД 31.11.21.04-96 Правила безопасности морской перевозки стандартных деревянных домов
РД 31.11.21.25-96 Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов
РД 31.11.21.26-96 Правила безопасности морской перевозки гранита и мрамора в плитах и глыбах
"Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов" 4-М, том 2, книга 2, 1997 г.

Общие и специальные правила перевозки грузов. Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов 4-М. Том 2. Книга 2, 1997 г.

РД 31.11.21.01-97 Правила безопасности морской перевозки лесных грузов
РД 31.11.21.02-97 Правила безопасности морской перевозки бумаги, картона и целлюлозы.
"Правила безопасности морской перевозки грузов", 2003 г.
РД 31.11.21.16-2003 Правила безопасности морской перевозки грузов

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства транспорта РФ от 21 апреля 2003 г. № ВР-I/п. Зарегистрированы Министерством юстиции РФ 27 июня 2003 г. за № 4835. Правила официально опубликованы 10 ноября 2003 г. в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" № 43 от 27 октября 2003 г. Приказ опубликован в Российской газете №3343 от 12 ноября 2003 г. Вступили в силу с 24 ноября 2003 г.

Версия на русском / Версия на английском

"Правила безопасности морской перевозки генеральных грузов" 4-М, том 2, книга 3, 2012 г., Сборник на двух языках: русском и английском

Правила безопасности морской перевозки отдельных видов генеральных грузов, опубликованные в Правилах 4-М, том 2, 1996 г. и Правилах 4-М, том 2, книга 2, 1997 г., продолжают действовать в части, не противоречащей требованиям "Правил безопасности морской перевозки грузов" РД 31.11.21.16-2003, до переутверждения каждых из них в отдельности.

Типографская версия Сборника 4-М, том 2, книга 3, 2012 г. на двух языках: русском и английском может быть предоставлена по отдельной заявке по форме.

Ссылка на заявку

Практический Кодекс ИМО /МОТ /ЕЭК ООН по загрузке грузовых транспортных единиц (Кодекс ГТЕ) 2014 г. на русском языке

АО «ЦНИИМФ» в скором времени откроет свободный доступ к электронным версиям разработанных, изданных и зарегистрированных в установленном порядке, новых изданий. Единственным условием доступа является регистрация пользователя для дальнейшего анализа целевой аудитории.

С содержанием Кодекса ГТЕ в авторизованном неофициальном переводе ЦНИИМФа можно ознакомиться по ссылке:

Кодекс ГТЕ содержание

Бумажные версии изданий в формате А4 могут быть предоставлены по отдельным заявкам Лабораторией генеральных грузов.

ГОСТ 26653-2015 Подготовка генеральных грузов к транспортированию. GOST 26653-2015 Preparation of General Cargoes for Transportation. Издание разработчика на русском и английском языках. АО «ЦНИИМФ», 2017

АО «ЦНИИМФ» в скором времени откроет свободный доступ к электронным версиям разработанных, изданных и зарегистрированных в установленном порядке, новых изданий. Единственным условием доступа является регистрация пользователя для дальнейшего анализа целевой аудитории.

Бумажные версии изданий в формате А4 могут быть предоставлены по отдельным заявкам Лабораторией генеральных грузов.

Публикации результатов научных исследований транспортных характеристик и свойств грузов


п/п
Автор Название УДК
1 Е.Б. Карпович Классификация грузов по модели смещения 656.614.01/02
2 Е.Б. Карпович Разработка критерия безопасности морской перевозки металлопродукции 656.614.3.073.434:629.114
3 Е.Б. Карпович Исследование устойчивости штабеля труб  
4 Е.Б. Карпович Статическое давление штабеля труб на опорную поверхность  
5 Е.Б. Карпович Основы безопасной перевозки металлопродукции на морских судах 656.614.3.004.4
6 Е.Б. Карпович Организация экспериментальных рейсов со смещающимися грузами 656.614.3.073.22
7 А.З. Шевченко, Е.Б. Карпович, Ю.П. Новоселов Разработка технологии морской перевозки чугуна в чушках с применением нескользящих покрытий взамен клеткования 656.614.3.073.437:669-41

Карпович Олег Евгеньевич
Заведующий лабораторией
Карпович Олег Евгеньевич