Отделы и лаборатории

Технико-экономические обоснования работы флота


к Отделу развития морского транспорта



Технико-экономические обоснования работы флота выполняются в соответствии со Стандартом АО «ЦНИИМФ» СТО ЯКУТ.23.01–2019 «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ» в следующей последовательности.


1. Разработка логистических схем доставки груза.

Логистическая схема доставки груза включает следующие взаимосвязанные базовые элементы:

  • грузы;
  • расчетные суда;
  • порты погрузки/выгрузки, промежуточные пункты перевалки и стоянки судов;
  • маршруты транспортировки грузов.

Каждый из перечисленных элементов накладывает ограничения на транспортно-логистическую систему: груз – на типоразмер судна и способ его перевалки (борт-в-борт, через терминал), порты – на маршруты транспортировки, маршруты транспортировки (гидрометеорологические и ледовые условия плавания) – на суда. Поэтому все ограничения должны быть выявлены и учтены при выполнении эксплуатационно-экономических расчетов.

В разделе приводятся общие условия реализации проекта, характеристики расчетного судна (вариантного ряда), либо выполняется подбор судна по технико-экономическим характеристикам, требуемым для проекта. В результате формируются альтернативные логистические схемы эксплуатации расчетного судна.


2. Моделирование эксплуатации судна и расчет эксплуатационных показателей работы судна.

В соответствии со сформированными логистическими схемами осуществляется математическое (аналитическое или имитационное) моделирование работы судна на расчетных направлениях и осуществляется расчет эксплуатационных показателей работы судна, таких как:

  • расход топлива на ходу и стоянке;
  • продолжительность кругового рейса;
  • количество круговых рейсов за год;
  • количество перевезенного груза;
  • эксплуатационный период работы судна;
  • потребность в судах для обслуживания грузо-/пассажиропотоков.

3. Оценка строительной стоимости судна.

Выполняется в «Программе расчета стоимости проектируемых и строящихся морских транспортных судов, судов активного ледового плавания и ледоколов, судов рыболовного флота. ЯКУТ 47-018–02» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018616129 от 23.05.2018 г.).

Полученные результаты корректируются и дополняются следующим данными:

  • информацией о ценах и основных характеристиках оборудования;
  • информацией о ценах на стали, используемые при постройки металлического корпуса судна и конструкций ледовых усилений;
  • допущениями о времени заключения контракта на строительство судов и регионе постройки;
  • статистическими данными о динамике инфляции валюты контракта на строительство судов.

Для оценки стоимости уже построенных судов используется статистический метод оценки стоимости, основанный на сопоставлении имеющейся информации о стоимости аналогичных судов.


4. Прогноз бюджета постоянных расходов судна.

Выполняется по статьям затрат:

  • содержание экипажа, включая расходы на оплату труда, страховые взносы во внебюджетные фонды, питание, транспортные и прочие расходы;
  • техническая эксплуатация, включая расходы на материалы и снабжение, смазочные масла, текущий ремонт и обслуживание судна, докование и промежуточные ремонты;
  • страхование судна;
  • амортизационные отчисления;
  • менеджмент и административные расходы, включая различные общеэксплуатационные расходы, связанные с управлением судном.

К постоянным расходам относятся расходы, не зависящие напрямую от объема транспортных услуг (см. рисунок), в отличии от переменных (рейсовых) расходов, состав и объем которых зависит от параметров рейса (направления, длительности и режимов эксплуатации).


Структура постоянных эксплуатационных расходов танкера для перевозки нефти дедвейтом 105-120 тыс. т возрастом до 5 лет [Ship Operating Costs. Annual Review and Forecast. Annual report 2020/21 // Drewry Shipping Consultants Limited]

Рисунок – Структура постоянных эксплуатационных расходов танкера для перевозки нефти дедвейтом 105-120 тыс. т возрастом до 5 лет [Ship Operating Costs. Annual Review and Forecast. Annual report 2020/21 // Drewry Shipping Consultants Limited]


5. Прогноз бюджета переменных расходов судна.

Выполняется по статьям затрат:

  • расходы на топливо;
  • портовые сборы и сборы за прохождение судоходных каналов;
  • услуги ледокольного флота (вне зоны действия портового ледокольного сбора);
  • дополнительные услуги в портах (услуги портовых буксиров, услуги морских агентов);
  • другие расходы в зависимости от типа судна и условий эксплуатации.

6. Расчет капитальных затрат (CAPEX).

В зависимости от этапности разработки и условий проекта, а также параметров финансирования, капитальные расходы учитываются различными способами: через амортизационные отчисления, с учетом стоимости заемных средств, в составе ставки тайм-чартерного эквивалента и т.д. Выполняется на основании результатов оценки стоимости строительства судна и выбранного по согласованию с Заказчиком сценария финансирования проекта.


7. Прогноз доходов от эксплуатации судна.

Прогноз доходов от эксплуатации расчетного судна выполняется на базе расчета доходов от работы судна, либо расчета доходов от сдачи судна в аренду. Оба этих показателя определяются на основе анализа фрахтового рынка.


8. Оценка экономической эффективности эксплуатации судна.

Оценка экономической эффективности выполняется на основании анализа полученных экономических показателей (OPEX, CAPEX, доходы).

В качестве основных показателей экономической эффективности работы судна могут быть рассчитаны:

  • затраты за расчетный период (рейс, год, срок полезного использования, срок реализации проекта);
  • финансовый результат (EBITDA);
  • себестоимость перевозки 1 тонны груза (1 пассажира) с учетом и без учета капитальных вложений;
  • рентабельность перевозок;
  • простой срок окупаемости.


к Отделу развития морского транспорта