В рамках выполнения научно-исследовательской работы по заказу Российского морского регистра судоходства АО «ЦНИИМФ» разработал требования по применению на судах в качестве топлива метанола и этанола, учитывающие международные нормативные документы по безопасности судов, использующих метанол и этанол в качестве топлива.
Проведенный в ходе исследования анализ свойств и характеристик метанола и этанола показал, что их использование затруднено не только проблемами технического характера, но и организационными, связанными с применением существующей нормативной базы их использования в качестве топлива на судах.
В настоящее время активно ведется разработка требований классификационных обществ к таким судам. Международным стандартом, регламентирующим подход к конструкции судов, использующих метанол/этанол в качестве топлива, является Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки [1]. Разработаны требования DNV GL [2], Lloyds Register [3], China Classification Society [4]. Среди них следует отдельно упомянуть Правила DNV GL [2], где сформулированы требования к судам, имеющим в символе класса обозначение LFL FUELLED, то есть судам, использующим в качестве топлива вещества с низкой температурой вспышки.
Международная морская организация (IMO) также ведет разработку требований к судам, использующим метанол и этанол в качестве топлива. На шестой сессии IMO утверждён проект циркуляра под названием «Временные руководящие принципы обеспечения безопасности судов, использующих метиловый и этиловый спирт в качестве топлива» [5]. В проекте упомянутого циркуляра и в требованиях DNV GL [2] содержатся те же разделы, что и в Кодексе [1] и «Требованиях к судам, оборудованным для использования газа или топлива с низкой температурой вспышки» РС [6]. В документах IMO и DNV GL представлены требования, предъявляемые к конструкциям емкостей для хранения топлива (метанола/этанола), потребителям топлива на судне, топливной системе, противопожарной защите, вентиляции помещений и другие требования.
В результате проведенной научно-исследовательской работы были разработаны специальные требования к судам, использующим в качестве топлива метанол и этанол или другие виды топлива с низкой температурой вспышки. Важной частью работы являлась адаптация применимых положений международных НД к структуре и терминологии существующих требований Регистра. Эти требования нашли отражение в виде нового раздела части XVII Правил РС. В этот раздел вошли, как общие положения, включающие область применения, определения и дополнительные символы класса, так и требования, касающиеся конструкции судна и топливных емкостей для метанола и этанола, потребителей топлива на судах, топливной системы, противопожарной защиты, систем вентиляции, инертизации, контроля, управления и автоматики, а также электрического оборудования и защиты экипажа.
Источники:
1. Международный Кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки (Кодекс МГТ). 2015. - 149 с.
2. DNV GL Section 6 «Low flashpoint liquid fuelled engines – LFL fuelled». 2019. 169-200 с.
3. Lloyd's Register. Rules for the Classification of Methanol Fuelled Ships. 2019. 32 с.
4. China Classification Society. Guidelines for Ships Using Alternative Fuels. 2017. 44 с.
5. IMO. Interim Guidelines for the Safety of Ships using methyl/ethyl Alcohol as Fuel. 2019.
6. Правила классификации и постройки морских судов, часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».
Фото: https://www.stenaline.nl/-/media/Images/NL/schepen/stena-germanica/stena-germanica2.jpg
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©