Заказчиком работы выступил Фонд «Центр стратегических разработок», основным заказчиком проекта «Прогноз развития судоходства в акватории Северного морского пути на период до 2050 года» – Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Планом развития СМП до 2035 года[1] установлено, что к 2030 году грузопоток по СМП должен превысить 216 млн т, а к 2035 году – 238 млн т. Столь амбициозные планы требуют введения в строй значительного количества арктических судов различных типов и назначений. Учитывая ограниченное количество ледокольного флота, для сбалансированной работы арктической транспортной системы особую актуальность имеет оценка потребности в транспортном флоте на долгосрочную перспективу с учетом особенностей эксплуатации судов на СМП.
Первый этап работ включал формирование данных о прогнозных грузопотоках в акватории СМП на период до 2050 года по трем основным сценариям: базовому, оптимистическому и пессимистическому. На основе анализа грузопотоков, состава существующего арктического флота и планов по его развитию, был сформирован перечень расчетных типов судов, включая суда с невысоким ледовым классом, осуществляющие перевозки в период летне-осенней навигации. По каждому сценарию грузопотоков выполнена оценка потребности в транспортном флоте. Для удобства работы со сценариями грузопотоков разработан соответствующий пользовательский интерфейс, который входит в дистрибутив имитационной модели.
Формат представления данных о сценарии грузопотоков
Интерфейс формы для создания пользовательского сценария грузопотока
В ходе разработки Комплексной имитационной модели работы транспортного и ледокольного флота были сформированы сценарии изменения ледовой обстановки в акватории СМП на основе долгосрочных прогнозов изменения климата и топологический граф принципиальных маршрутов судов на СМП, включающий 75 ребер и 31 узловую точку.
Окно пользовательского интерфейса ИМ в режиме исполнения
Сценарий организации системы ледокольного сопровождения, принятый в рамках данной работы, основан на автоматическом выборе наиболее эффективных рейсов и ребер логистического графа, а также на динамическом регулировании числа ледоколов в системе исходя из общей потребности в ледокольной проводке флота. Для проведения численных экспериментов с имитационной моделью было сформировано 34 сводных сценария, различающихся вариантами развития грузопотока и тяжестью ледовых условий. В общей сложности выполнено более 120 имитационных экспериментов. По результатам работы имитационной модели сохраняется комплекс технико-эксплуатационных показателей системы, предоставляющий широкий спектр данных для дальнейшего анализа.
Выборочные результаты, полученные в имитационной модели
В рамках технико-экономического анализа выполнена оценка капитальных затрат на строительство существующих и перспективных типов транспортных судов для работы на трассах СМП, а также выполнена оценка стоимости перевозок основных грузов более чем по 300 линиям, проходящим по СМП. Для каждой линии по статьям затрат были рассчитаны постоянные и переменные расходы, себестоимость перевозки 1 тонны груза с учетом и без учета капитальных вложений. Кроме этого, была выполнена оценка потребности в судах вспомогательного флота по типам судов.
Окно экономической модели работы судов транспортного флота
[1]Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года // Официальный сайт Правительства РФ. Новости – 2022. – 4 августа. – URL: http://government.ru/news/46171/
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©