Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели анализ поставок судов морского[1] транспортного флота для отечественных судовладельцев за 2024 год.
В 2024 году российские судовладельцы получили 24 новых морских транспортных судна суммарным дедвейтом 378,1 тыс. т. Из них на отечественных верфях построено 16 судов.

По сравнению с 2023 годом поставки судов по количеству остались на том же уровне, при этом суммарный дедвейт снизился на 55,4% (-469,2 тыс. т). Увеличение дедвейта в 2023 было связано с вводом в эксплуатацию двух плавучих хранилищ СПГ.
[1] морских судов и судов смешанного «река-море» плавания
Поставки морских транспортных судов для отечественных судовладельцев в 2022-2023 годах

В структуре поставок по назначению можно отметить преобладание сухогрузных судов – 15 единиц (62%). Наливной флот пополнился тремя судами (13%). Пассажирский флот получил шесть новых судов (25%).
Структура поставок морских транспортных судов по назначению за 2024 год, %

Поставки морских транспортных судов за 2024 год в количественном выражении в группировке по назначению и по проектам представлены ниже.
Структура поставок морских транспортных судов за 2024 год в количественном выражении

Сухогрузный флот российских компаний в 2024 году пополнился судами смешанного «река-море» плавания проекта RSD59 – 7 ед., проекта SMD4232 – 1 ед., проекта АРК100 – 2 ед. и типа Kiowa – 4 ед. Кроме того, принято в эксплуатацию одно контейнерное судно под иностранным флагом. Наливной флот пополнился одним танкером для перевозки нефти и двумя газовозами (под иностранными флагами) для перевозки СПГ.
Танкер проекта AST69K «Валентин Пикуль»
Источник: Информационный портал «Sudostroenie.info»
Судостроительный завод «Звезда» в декабре 2024 года передал АО «Роснефтефлот» головной танкер-челнок проекта AST69K «Валентин Пикуль». Судно типа «Панамакс» имеет ледовый класс Arc6 и дедвейт 69 тыс. т. Танкер построен для осуществления перевозки нефти с Варандейского рейдового наливного комплекса в Печорском море (самого северного нефтяного терминала в мире) до Мурманского транспортного узла.
Транспортная группа FESCO приняла в состав флота новый контейнеровоз Kapitan Maslov. Судно стало заключительным в серии из шести современных контейнеровозов, построенных по заказу транспортной группы на верфи в Китае. Контейнеровоз обслуживает линию FESCO Baltorient Line (FBOL), соединяющую порты Китая и Индии с Северо-Западным регионом России.
Пассажирский флот судоходной компании «Нева Тревел» пополнился тремя судами, построенными на мощностях АО «Средне-Невский судостроительный завод». «Форт Александр I» и «Форт Тотлебен» – третье и четвертое суда серии из шести катамаранов проекта 04580 «Котлин». Суда используются на водном маршруте, соединяющем центр Петербурга с музейно-историческим парком «Остров фортов». Катамараны могут проходить под сводами петербургских мостов, а также обладают высокими скоростными и мореходными качествами. Пассажировместимость – до 147 человек. Катамаран «Бастион» – головное судно серии из четырех экскурсионно-прогулочных катамаранов проекта 04710 «Соммерс». Катамаран осуществляет перевозки в акватории фортов Кронштадта и в будущем будет доставлять пассажиров к изолированным от берега фортам «Кроншлот» и «Император Александр Первый», которые к 2026 году будут отреставрированы и открыты для посещения. Пассажировместимость – до 145 человек.
Катамаран проекта 04710 «Бастион»
Источник: Официальный сайт СК «Нева Тревел Компани»
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©