Авторы: В.В. Якимов (научный сотрудник лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств судов АО "ЦНИИМФ"), Г.Е. Егиазаров, Т.И. Летова
Конструкции ледовых усилений корпуса судна должны воспринимать и выдерживать соответствующие проектные ледовые нагрузки, в связи с чем их корректную оценку следует рассматривать в качестве приоритетной задачи. В настоящей статье представлены и исследованы два основных взаимосвязанных подхода к определению нагрузок от воздействия льда на корпус судна – нормативный расчёт и прямой расчёт. Первый основывается на учёте требований нормативной документации, а второй предполагает привлечение физических моделей механического взаимодействия корпуса судна и ледяного покрова. Выполнен краткий обзор специализированного программного обеспечения, предназначенного для реализации прямого расчёта локальных и глобальных ледовых нагрузок на корпус судна и нашедшего применение в отечественной инженерной практике. Дано общее описание актуальных на сегодняшний день программ для ЭВМ, разработанных при непосредственном участии авторов. Применительно к указанным программам для ЭВМ изложены ключевые аспекты, касающиеся среды разработки и исполнения, структурной компоновки и последовательности реализации, организации входных и выходных данных. Особое внимание уделено сравнительному анализу их функциональных возможностей, результаты которого приведены в систематизированном виде. Сделан вывод о том, что применение методов прямого расчёта для оценки и прогнозирования любых внешних природных воздействий, в том числе ледовых, на объекты морской инфраструктуры в полной мере соответствует современным общемировым тенденциям. Исходя из этого, их полноценное внедрение в реальный процесс проектирования судов ледового плавания представляется целесообразным и востребованным, но в то же время нуждается в наличии специализированного программного обеспечения.
Прочитать статью: Автор: В.В. Якимов, Г.Е. Егиазаров, Т.И. Летова