Буксировка «на усах» – сложнейшая морская операция. Недостаточное внимание к вопросу обеспечения прочности носовой оконечности может привести к повреждению судна и, как следствие – к невозможности дальнейшей буксировки в штатном режиме и необходимости аварийной буксировке, а также к последующему ремонту судна. Основной трудностью при расчете прочности носовой оконечности судна в районе контакта с кринолином ледокола является корректное определение нагрузок, возникающих в зоне контакта.
Целью исследования является обзор существующих методик подобных расчетов и анализ их применимости для выполнения оперативных оценок прочности судов в эксплуатации.
Математические модели буксировки судов «вплотную», методики расчета нагрузки в зоне контакта судна с кринолином ледокола.
Выполнен обзор и анализ существующих методик определения усилия, возникающего к зоне контакта судна с кринолином ледокола.
Из рассмотренных методик наиболее подходящей для поставленных задач в исследовании является методика Купермана. В первом приближении эту нагрузку можно принимать как расчетную при оценке прочности носовой оконечности, однако в дальнейшем возможно уточнение влияния инерционной составляющей буксируемого судна на результирующее ускорение торможения тандема, а также учет демпфирующих свойств кранцевой защиты.
Ключевые слова: буксировка судов во льдах, буксировка вплотную за ледоколом,
буксировка «на усах», кранцевая защита ледокола, Северный морской путь, ледокол.
Прочитать статью:
Автор: А.А. Петров, М.С. Шилкина