к Отделу развития морского транспорта
Организация доставки грузов водным транспортом начинается с формирования логистических схем, то есть с разработки всех возможных вариантов организации процесса перевозки. Цель работы состоит в обосновании оптимального варианта организации процесса перевозки.
Методика выбора оптимальной транспортно-логистической системы зависит от направления грузопотока – завоз или вывоз грузов.
➤ Для завоза грузов выбор оптимальной транспортно-логистической системы выполняется в следующей последовательности
1. Анализ грузовой базы.
Анализ грузовой базы по номенклатуре и объему грузов по годам реализации проекта.
С точки зрения перевозки водным транспортом и способов обработки грузов на причалах можно выделить четыре основные группы грузов:
- минерально-строительные материалы (насыпные);
- нефтепродукты (наливом);
- генеральные грузы, в т.ч. стандартные контейнеры;
- генеральные негабаритные и тяжеловесные грузы.
Указанная номенклатура грузов определяет базовые требования к грузовым системам судна и определяет его назначение и тип.
2. Определение укрупненных регионов доставки грузов.Группировка конечных точек завоза грузов (месторождений и других объектов строительства) по районам, тяготеющим к определённым портам с учетом возможностей доставки грузов из портов автомобильным транспортом по всесезонным автодорогам и зимникам.
Расчет суммарных объемов грузопотока по укрупненной номенклатуре грузов, по регионам доставки, по годам реализации проекта. Выделение периодов максимального объема завоза грузов.
3. Формирование маршрутов следования грузов.Определение основных регионов отправки груза и маршрутов следования груза выполняется в первую очередь с целью распределения грузопотока по различным видам транспорта, а во вторую – по различным видам водного транспорта (морской, река-море, речной).
Учитывая сезонность работы речного транспорта и небольшую по сравнению с морским грузоподъемность, вопрос распределения значительного объема грузопотока является первостепенным.
В результате строится матрица распределения грузопотоков по портам, принимающим грузы для каждого района завоза, и видам плавания судов.
4. Выбор типовых расчетных судов с учетом имеющегося наличия морского и речного флота в регионе.Анализ наличия флота выполняется с учетом укрупненной номенклатуры грузов и возможности мобилизации судов под проект из других регионов.
Выбор типовых расчетных судов из наличия осуществляется с учетом требований к ледовому классу, габаритам (в первую очередь, осадке) и районам плавания судов.
5. Расчет количества судозаходов в действующие и перспективные порты региона.Выполняется исходя из норм загрузки типовых расчетных судов.
Количество судозаходов рассчитывается для каждого порта, вида плавания судов и типа груза по годам реализации проекта.
6. Расчет потребности во флоте.Потребность во флоте рассчитывается для каждого порта, вида плавания судна и вида груза как частное от грузопотока, поступающего в данный порт, и провозной способности расчетного судна.
Провозная способность судов рассчитывается отдельно по каждому маршруту. Для этого выполняется расчет количества рейсов, которое успевает совершить судно в навигационный период для доставки определенного вида груза. Продолжительность кругового рейса включает в себя время хода в грузу и порожнем, время стоянки судна во время погрузки (выгрузки) и вспомогательных операций в порту погрузки (выгрузки), а также время вынужденных простоев причалов по метеорологическим причинам.
7. Расчет стоимости модернизации и строительства гидротехнических сооружений, выполнения дноуглубительных работ, организации накопительных и перевалочных баз, стоимости перегрузочного оборудования.Расчет выполняется с учетом интенсивности судоходства, габаритов расчетных судов, требуемых сроков хранения грузов на складах.
8. Расчет стоимости доставки грузов.Выполняется анализ фрахтового рынка с целью определения стоимости перевозки грузов на расчетных маршрутах по типам судов. К стоимости перевозки добавляется стоимость ледокольной проводки, погрузочно-разгрузочных работ и хранения грузов.
9. Выбор оптимальной транспортно-логистической системы по показателю стоимости доставки и стоимости инфраструктуры из различных вариантов, построенных в соответствии с пп. 1-8.➤ Разработка транспортно-логистической системы вывоза грузов выполняется в следующей последовательности
1. Описание общих условий и задач реализуемого проекта: грузы, объемы вывоза, размер грузовой партии, источник формирования грузопотока, направления перевозки и т.д. Как правило, это исходные данные от Заказчика. На основании этой информации определяются основные параметры логистической схемы, включая:
- порты погрузки/выгрузки/перевалки;
- маршруты транспортировки;
- тип расчетных судов.
2. Анализ факторов, которые могут накладывать ограничения на логистику вывоза грузов:
- существующая инфраструктура портов для отгрузки, приема и перевалки грузов. Основной лимитирующий фактор – допустимая осадка судов, которая определяет дедвейт расчетных судов;
- навигационные, гидрометеорологические и ледовые условия плавания в акваториях портов и на маршрутах транспортировки. Основные лимитирующие факторы – необходимые для безопасного судоходства ледовый класс и класс Регистра расчетных судов.
3. Разработка основных технико-эксплуатационных требований к расчетным типам судов.
Из доступных источников (база данных судов мирового флота, регистровые книги) выполняется выборка судов, удовлетворяющих полученным ограничениям. Для судов из выборки в зависимости от дедвейта устанавливаются значения главных размерений, осадки, коэффициента общей полноты, вместимости, скорости и мощности судовой энергетической установки. Таким образом формируется вариантный ряд расчетных судов.
4. Формирование альтернативных логистических схем вывоза грузов согласно оценкам, выполненным в пп. 1-3.5. Моделирование эксплуатации судна и расчет эксплуатационных показателей работы судна.
Осуществляется математическое (аналитическое или имитационное) моделирование работы судна на расчетных направлениях и осуществляется расчет эксплуатационных показателей работы судна, таких как:
- продолжительность кругового рейса;
- количество круговых рейсов за год;
- количество перевезенного груза;
- эксплуатационный период работы судна;
- потребность в судах для обслуживания грузо-/пассажиропотоков;
- расход топлива на ходу и стоянке.
7. Прогноз бюджета постоянных расходов судна.
Выполняется по статьям затрат:
- содержание экипажа, включая расходы на оплату труда, страховые взносы во внебюджетные фонды, питание, транспортные и прочие расходы;
- техническая эксплуатация, включая расходы на материалы и снабжение, смазочные масла, текущий ремонт и обслуживание судна, докование и промежуточные ремонты;
- страхование судна;
- менеджмент и административные расходы, включая различные общеэксплуатационные расходы, связанные с управлением судном;
- амортизационные отчисления.
К постоянным расходам относятся расходы, не зависящие напрямую от объема транспортных услуг (см. рисунок), в отличии от переменных (рейсовых) расходов, состав и объем которых зависит от параметров рейса (направления, длительности и режимов эксплуатации).
Структура постоянных эксплуатационных расходов танкера для перевозки нефти дедвейтом 105-120 тыс. т возрастом 5 лет [Ship Operating Costs. Annual Review and Forecast. Annual report 2024/25 // Drewry Shipping Consultants Limited]
8. Прогноз бюджета переменных расходов судна.Выполняется по статьям затрат:
- топливо;
- портовые сборы и сборы за прохождение судоходных каналов;
- вспомогательный флот;
- дополнительные услуги в портах;
- ледокольная проводка (вне зоны действия портового ледокольного сбора);
- приобретение квот на выбросы CO2;
- другие расходы в зависимости от типа судна и условий эксплуатации.
В зависимости от этапности разработки и условий проекта, а также параметров финансирования, капитальные расходы учитываются различными способами: через амортизационные отчисления, с учетом стоимости заемных средств, в составе ставки тайм-чартерного эквивалента и т.д. Выполняется на основании результатов оценки стоимости строительства судна и выбранного по согласованию с Заказчиком сценария финансирования проекта.
10. Прогноз доходов от эксплуатации судна.Прогноз доходов от эксплуатации расчетного судна выполняется на базе расчета доходов от работы судна, либо расчета доходов от сдачи судна в аренду. Оба этих показателя определяются на основе анализа фрахтового рынка.
11. Оценка экономической эффективности эксплуатации судна.Оценка экономической эффективности выполняется на основании анализа полученных экономических показателей (OPEX, CAPEX, доходы).
В качестве основных показателей экономической эффективности работы судна могут быть рассчитаны:
- затраты за расчетный период (рейс, год, срок полезного использования, срок реализации проекта);
- финансовый результат (EBITDA);
- себестоимость перевозки 1 тонны груза (1 пассажира) с учетом и без учета капитальных вложений;
- рентабельность перевозки/доставки;
- простой срок окупаемости.