В марте 2022 г. сотрудники отдела конструктивной надежности и модернизации судов – канд. техн. наук Алексей Анатольевич Петров и инженер 1 категории Марина Сергеевна Шилкина – провели натурные испытания буксировки судов по Северному морскому пути (СМП). Испытания проводились на борту УАЛ «Сибирь» проекта 22220 от пролива Карские ворота до порта Дудинка в реке Енисей.
Одной из особенностей эксплуатации судов на СМП в зимне-весенний период является необходимость проводки судов ледовых классов Arc4-Arc5 или IA-IA Super методом буксирования «вплотную» за ледоколом – «на усах». На сегодняшний день в нормативно-правовых документах, регламентирующих судоходство и требования к судам, отсутствуют исчерпывающие указания по выполнению такой буксировки и оценки её безопасности. Вместе с тем, данная морская операция является весьма сложной и при её проведении должны учитываться множество технических и эксплуатационных факторов. С начала 2021 года специалисты Института занимаются этой проблематикой: сделан ряд докладов на научно-технических конференциях, подготовлено три научных статьи.
Совместно со Штабом морских операций ФГУП «Атомфлот» разработан алгоритм оценки пригодности судна к буксировке «на усах» и сформулированы основные критерии безопасности:
- форма носовой оконечности буксируемого судна;
- прочность конструкции носовой оконечности в районе стыковки с кринолином ледокола;
- расположение и характеристики элементов якорного устройства;
- расположение и характеристики буксирно-швартовных устройств.
Для оценки прочности носовой оконечности ранее был выполнен анализ существующих методик определения нагрузок, возникающих в зоне контакта при торможении тандема, в результате которого была выбрана методика А.М. Купермана, как наиболее подходящая для оперативных расчетов применительно к судам в эксплуатации. Впоследствии данная методика была уточнена, и одной из целей участия в натурных испытаниях являлось экспериментальное определение ускорения торможения тандема, как основной величины, влияющей на расчетную нагрузку (согласно выбранной методике расчета). Для этого специалистами Института с интервалом в 10 секунд фиксировались текущие скорость и мощность ледокола, ведущего судно «на усах».
Всего было выполнено 35 замеров, наибольшее по модулю ускорение торможения составило 0,14 м/с2. После получения от судовладельца проводимого судна необходимых чертежей и данных по судну, результаты натурных испытаний будут сопоставлены с расчетными величинами ускорения торможения тандема.
Участие в реальных буксировках грузовых судов «на усах» позволило сотрудникам АО «ЦНИИМФ» глубоко изучить специфику данной морской операции и, в определенной степени, подытожило проделанную работу по разработке критериев безопасности и алгоритма оценки пригодности судна к такой буксировке. С учетом того, что в ближайшее время неизбежно привлечение на СМП судов, работающих в других регионах, подобная оценка может быть весомым аргументом в пользу выбора того или иного судна, а её результаты – средством для принятия обоснованного решения ФГУП «Атомфлот» о взятии судна под проводку.
Интервью Алексея Петрова изданию «Корабел.ру»
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©