Носовая оконечность т/х «Урарту» после модернизации (до финальной покраски – видны линии приварки новых усилений)
Фото: © ООО «РП Бункер», 2023
В январе 2023 на заводе «Красная Кузница» (г. Архангельск) был реализован проект модернизации т/х «Урарту» для обеспечения прочности носовой оконечности при буксировке «вплотную» за ледоколом проекта 22220. Технический проект был разработан специалистами отдела конструктивной надежности и модернизации судов АО «ЦНИИМФ» по заказу ООО «РП Бункер» и согласован Архангельским филиалом ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) в декабре 2022 года.
Специалисты 25 отдела с конца 2021 года занимаются вопросами буксировки судов «вплотную» или, в терминологии моряков – «на усах», и на начальном этапе проработки этой темы было определено, что ни один из существующих нормативных документов, или опубликованных научных работ не содержат законченной и практичной методики проверки прочности носовой оконечности судна в районе стыковки с ледоколом. В то же время в связи с ростом грузопотока по Северному морскому пути (СМП) и необходимостью привлечения в этот регион судов, изначально не спроектированных для подобных операций, увеличивается вероятность повреждения таких судов при ледокольных проводках (что подтверждается ростом количества подобных инцидентов). Поэтому разработка и апробация методики, позволяющей быстро и с минимальным набором исходных данных оценить прочность носовой оконечности буксируемого судна стала одной из приоритетных задач 25 отдела АО «ЦНИИМФ» на 2022 год.
Данная задача решалась в следующем порядке: к концу февраля 2022 года по результатам изучения имеющихся научных публикаций была разработана оригинальная методика определения динамических нагрузок на носовую оконечность, основанная на сочетании аналитических расчетов и геометрического 3D-моделирования.
Геометрическое 3D-моделирование тандема т/х «Урарту» - алк пр. 22220
Затем в марте 2022 года при поддержке Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» специалисты 25 отдела приняли участие в реальных ледокольных проводках в Карском море и Енисейском заливе, что позволило глубоко изучить специфику данной морской операции, уточнить критерии безопасности и алгоритм оценки пригодности судна к такой буксировке, а также обосновать выбранную расчетную методику определения усилия, возникающего в зоне контакта с кринолином ледокола.
Расположение т/х «Иоганн Махмасталь» в кормовом вырезе (кринолине) ледокола при буксировке «на усах»
Фото: © АО «ЦНИИМФ», 2022
Впоследствии данная методика была адаптирована к требованиям Правил РС для проверки прочности конструкции и в конце 2022 года в РС был представлен первый законченный технический проект модернизации носовой оконечности, включавший в себя определение нагрузок, проверку фактической прочности и рекомендации по усилению корпуса для обеспечения достаточной прочности.
Носовая оконечность до (слева) и в процессе модернизации (справа)
Фото: © ООО «РП Бункер», 2023
Реализация этого проекта «в металле» стала первым подобного рода мероприятием, выполненным судовладельцем (ООО «РП Бункер») для обеспечения прочности носовой оконечности судна в районе стыковки с атомным ледоколом. В середине февраля АО «ЦНИИМФ» заключил Договор с другим судовладельцем на выполнение аналогичного проекта с ориентировочным сроком окончания работ – апрель 2023 года.
Связанные новости и публикации по теме:
- Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели натурные испытания буксировки судов во льдах
- Сотрудники АО «ЦНИИМФ» выступили на научно-технической конференции по строительной механике корабля
- Анализ методик определения нагрузок на носовую оконечность судна, буксируемого вплотную за ледоколом
Пресс-служба АО "ЦНИИМФ" ©