В период с 04 по 13 апреля 2025 года сотрудники Института – заведующий отделом конструктивной надежности и модернизации судов Алексей Петров и инженер 1 категории Михаил Пономаренко – находясь на борту ГУАЛ «Арктика», провели серию натурных испытаний буксировки судов вплотную в акватории Карского моря, Енисейского залива и реки Енисей.
Основной целью испытаний был сбор информации для изучения влияния внешних условий и состояния буксируемых судов на величину тягового усилия, необходимого для их безопасной буксировки. За время испытаний ледокол осуществил проводку четырех судов разного водоизмещения в различных ледовых условиях (см. табл. 1), что позволит провести всестороннее исследование после обработки результатов измерений.
Таблица 1 – Водоизмещения судов и внешние условия при испытаниях
Название судна, номер ИМО |
Водоизмещение, т (при буксировке) |
Толщина льда, м |
Скорость ветра, м/с |
Урарту, 9353058 |
4 600 |
1,5 |
3-5 |
Ямал Орлан, 9436331 |
13 890 |
0,3-1,2 |
5-10 |
Сибирь, 9239458 |
32 160 |
0,3-1,2 |
10-20 |
Андрей Осипов, 8711306 |
10 710 |
1,0-1,2 |
4-6 |
Всего было выполнено 18 серий замеров параметров движения тандема «ледокол-судно», во время которых, среди прочего, фиксировались мощность и обороты валов ледокола, скорость тандема, разница между курсовыми углами ледокола и судна, а также усилие, возникающее в ролике буксирной лебедки ледокола (тяга «на гаке»).
Результаты исследования будут использованы при разработке новой редакции СТО ЯКУТ.25.02-2023 «Руководство по оценке пригодности судна к буксировке вплотную за ледоколом на основе проектно-технической документации», в которой будут учтены как опыт выполнения подобных оценок для ряда судов в период с 2023 по 2025 год, так и пожелания и рекомендации капитанов атомных ледоколов, регулярно осуществляющих подобные буксировки на СМП.
По вопросам выполнения оценок пригодности судов к буксировке вплотную обещайтесь в отдел конструктивной надежности и модернизации судов.
Администрация АО «ЦНИИМФ» выражает благодарность руководству ФГУП «Атомфлот» и ФГБУ «Главсевморпуть» за предоставленную возможность и организацию испытаний на борту ГУАЛ «Арктика».
Связанные новости и публикации по теме:
- Утверждение Стандарта организации для оценки возможности буксировки судов вплотную за ледоколом
- Специалист АО «ЦНИИМФ» принял участие в форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра»
- Основные критерии безопасности буксировки судна ледоколом методом буксирования вплотную
- Специалист АО «ЦНИИМФ» принял участие в деловом форуме «Арктика - Регионы»
- Состоялся открытый ВКС-вебинар "Актуальные технические аспекты приобретения на вторичном рынке судов для круглогодичной эксплуатации на СМП"
- Проект модернизации носовой оконечности судна для буксировки вплотную за ледоколом согласован РС
- Реализация проекта усиления носовой оконечности судна для буксировки «вплотную» за атомным ледоколом
- Специалисты АО «ЦНИИМФ» провели натурные испытания буксировки судов во льдах
- Сотрудники АО «ЦНИИМФ» выступили на научно-технической конференции по строительной механике корабля
- Анализ методик определения нагрузок на носовую оконечность судна, буксируемого вплотную за ледоколом