Текущие проекты

"СЭР-ЦНИИМФ" (ERS)

ЛАБОРАТОРИЯ МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВ СУДОВ

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ "СЭР-ЦНИИМФ"
ERS - Emergency Response Service


Общее о Службе экстренного реагирования

C 1-го января 2007 вступило в силу новое Правило 37(4) МК МАРПОЛ 73/78. Правило предписывает выполнение требования, по которому каждый нефтеналивной танкер 5000 тонн дедвейтом и более, независимо от даты постройки обязан иметь организованный и отлаженный заранее быстрый доступ к компьютеризированным береговым программам расчета остойчивости в поврежденном состоянии и остаточной конструктивной прочности.

Для обеспечения выполнения вышеуказанного требования в ЦНИИ Морского Флота при поддержке и техническом наблюдении ГУ Российского Морского Регистра Судоходства 15-го октября 2006 года создана Служба Экстренного Реагирования (Emergency Response Service) для технической поддержки судов в части выполнения расчетов аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности судна.

Российским Морским Регистром Судоходства 5 декабря 2006 года выдано Свидетельство о соответствии предприятия № 06.02656.010, удостоверяющее соответствие осуществляемой деятельности требованиям РМРС. ERS снабжена необходимым программным обеспечением, одобренным РMРС - все расчеты выполняются с использованием одобренных РС программ: "STABEDIT" (Сертификат № 04.00104.010 от 21.04.2004 г.) и "STABEDIT PROFESSIONAL 2.1" (Сертификат № 06.02655.010 от 05.12.06 г.).

В настоящее время к услугам Службы подключено 67 танкеров, кроме того, ЦНИИМФ располагает базой данных для 215 сухогрузных судов. Если Вы заинтересованы во включении судов Вашей компании в единую базу данных и подключении к услугам ERS, аналога которой на территории Российской Федерации нет, мы готовы выслать соответствующее предложение. Подключение к услугам ERS исключает необходимость выполнения каких-либо других мероприятий, так как в этом случае гарантируется полное соответствие судов новому правилу MARPOL. Услуги Службы Экстренного Реагирования ЦНИИМФ могут быть предоставлены для любого судна, независимо от его типа, класса и флага.


Основные принципы работы Службы экстренного реагирования (ЭР)

  1. Cлужба ЭР предоставляет услуги по консультационно-аналитической поддержке судов, находящихся в эксплуатации, в области остойчивости и конструктивной прочности как поврежденного так и не поврежденного судна в любой момент времени (365 дней в году) незамедлительно, после получения запроса с судна или от судовладельца/оператора. Данные услуги доступны для судов/компаний, заключивших договор на консультационно-аналитическую поддержку и занесенных в центральную базу данных.
  2. Деятельность Службы ЭР обеспечивается дежурными экспертами в области остойчивости и конструктивной прочности как поврежденного так и не поврежденного судна и специалистами, поддерживающими двустороннюю систему связи "СЭР - СУДНО", работающими вахтовым методом.
  3. При получении запроса устанавливается и поддерживается постоянная двусторонняя связь с судном.
  4. Обеспечивается получение с судна стандартных информационных форм, содержащих описание аварийной/текущей обстановки.
  5. На основании полученной информации анализируется и прогнозируется состояние судна в части остойчивости и конструктивной прочности. Результаты расчетов и рекомендации в оперативном порядке направляются на судно и судовладельцу.
  6. Дополнительно могут быть выполнены расчеты для улучшения состояния судна и разработана схема разгрузки, обеспечивающая удовлетворительную остойчивости и прочность аварийного судна.

В связи с этим, чтобы все суда, внесенные в единую базу данных и подключенные к услугам Службы экстренного реагирования, имели быстрый доступ к программам Службы ЭР, были организованы совместные учения Службы ЭР с судами для того, чтобы отработать действия в случае аварии и отладить связь.


Пример работы Службы экстренного реагирования

Один из самых показательных случаев работы Службы ЭР - выполнение расчетного анализа аварийной остойчивости и общей прочности для поврежденного судна т/к "Александр", подключенного к базе Службы ЭР (№ 19.053-17/3).

В 17:40 2 декабря 2007 г. на т/к "Александр" (с/в ОАО "Сафинат", п.п. Махачкала, на борту - мазут 5146 т), находившегося в Каспийском море, в районе форсуночного помещения машино-котельного отделения произошел взрыв, в результате которого погибли два члена экипажа: старший механик и третий механик. Очаг пожара ликвидирован. Водотечности судно не имеет. Загрязнения водной среды нет. Судно встало на якорь у залива Кора-Богаз-Гол.

Специалистами "СЭР-ЦНИИМФ" произведены расчеты по проверке мореходных качеств судна, аварийной остойчивости и общей прочности для совершения перехода поврежденного судна. На судне имелось повреждение переборки между слоп танком и балластным танком, между слоп танком и танком основного запаса тяжелого топлива. Расчеты показали, что судно имеет удовлетворительные посадку, остойчивость и общую прочность.

По указанию судовладельца АС начало переход в безопасный район якорной стоянки - Казахский залив для перекачки груза на т/к "Махмуд Афанди" (с/в ОАО "Сафинат", СЭР № 19.055-17/5). Выполнен расчет поэтапной разгрузки судна для передачи мазута, и даны рекомендации по безопасному для корпуса порядку грузовых операций и приему балласта.


Что необходимо для предоставления услуг Службы экстренного реагирования (ЭР)

Услуги Службы ЭР могут быть предоставлены по заявке судовладельца судам любых типов и назначения, независимо от класса и флага.

После заключения договора на предоставление услуг, специалисты Службы ЭР, используя программное обеспечение, имеющее Свидетельство Российского морского регистра судоходства о типовом одобрении, разрабатывают математическую трехмерную модель судна (Ship 3D), проводят необходимое тестирование в присутствии инспектора Регистра, и включают судно в центральную базу данных.

Для разработки математической модели судна Заказчик предоставляет следующую информацию:

  • Теоретический чертеж или таблицы координат теоретического чертежа;
  • Информацию об остойчивости, одобренную классификационным обществом или Морской Администрацией флага;
  • Таблицы гидростатических элементов;
  • Схему деления судна на водонепроницаемые отсеки;
  • Схема отверстий в водонепроницаемых конструкциях судна с указанием их координат и характера закрытий;
  • Чертежи общего расположения;
  • План танков;
  • Конструктивные чертежи корпуса;
  • Растяжка наружной обшивки;
  • Конструктивный мидель-шпангоут;
  • Распределение нагрузки судна порожнем;
  • Схемы всех судовых систем (балластной, осушительной, грузовой и т.п.).

После включения судна в центральную базу данных выпускается заключительный отчет, инструкция пользователя системы быстрого доступа Службы ЭР и контрольные примеры. Заказчик получает следующие документы:

  • Сертификат Службы ЭР;
  • Отчет Службы ЭР с описанием судна;
  • Рекомендации экипажу с детальным описанием действий в случае возникновения аварийной ситуации;
  • Бланки стандартных информационных форм;
  • Информацию о береговой службе, осуществляющую оценку аварийной остойчивости и прочности и контактную информацию для связи с дежурным персоналом Службы ЭР;
  • Комплект документов Регистра (форма 6.3.29) и/или признанной организации, действующей по поручению Морской Администрации флага, подтверждающих применимость системы СЭР - СУДНО к данному судну;
  • Инструкцию пользователя системы быстрого доступа Службы ЭР;
  • Контрольные примеры.

Кроме того, Регистр рекомендует, чтобы все суда, находящиеся в центральной базе данных Службы ЭР, были обеспечены бортовыми программами расчета посадки, остойчивости и общей продольной прочности неповрежденного судна совместимыми с программным обеспечением Службы ЭР для упрощения процесса получения исходной информации для выполнения расчетов.


Контакты

АО "ЦНИИМФ", Служба экстренного реагирования "СЭР-ЦНИИМФ"
Россия, 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 6, оф. 508
тел.: +7-812-409-3493
моб. тел: +7-921-302-2531
e-mail: ers@cniimf.ru

Начальник Службы ЭР - Анисимов Николай Борисович

К списку проектов