Обращение заведующего отделом
Уважаемые коллеги!
Отдел судов ледового плавания (ранее – лаборатория ледокольной техники и ледовых качеств судов), являясь структурным подразделением АО «ЦНИИМФ», специализируется на выполнении работ в области научно-технического обеспечения проектирования и эксплуатации судов ледового плавания.
В настоящее время ведётся активное промышленное освоение Арктической зоны Российской Федерации. Здесь реализуется целый ряд масштабных комплексных проектов по разработке месторождений полезных ископаемых на континентальном шельфе и вблизи береговой линии и последующей морской транспортировке углеводородного и рудного сырья по трассам Северного морского пути в западном и восточном направлениях. Развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации является одним из ключевых государственных интересов. В связи с этим претерпевает изменение традиционная организация ледового судоходства, появляются новые тенденции, связанные с ростом объёма и интенсивности морских грузоперевозок (экспортно-импортных, каботажных, транзитных), эксплуатацией крупнотоннажных транспортных судов и мощных атомных ледоколов, использованием высокоширотных трасс плавания, продлением навигационного периода (вплоть до круглогодичного), переходом к новым тактикам ледового плавания, увеличением скорости хода судов во льдах в обеспечение экономической эффективности и др. Указанные перемены происходят одновременно со стремительным развитием и внедрением во все сферы человеческой деятельности современных информационно-коммуникационных систем, технологий больших данных и искусственного интеллекта. Перечисленные факторы в значительной степени определяют актуальность и востребованность деятельности отдела.
В своей производственной деятельности, кроме выполнения коммерческих работ для отечественных заказчиков, отдел активно развивает научную и образовательную составляющие, а также продолжает международное сотрудничество. В частности, на сегодняшний день в инициативном порядке ведутся исследования, связанные с оценкой и прогнозированием параметров механического взаимодействия корпуса судна и ледяного покрова на основе вероятностных методов и алгоритмов машинного обучения.
Наша миссия
Содействовать повышению уровня безопасности и эффективности эксплуатации судов в ледовых условиях за счёт разработки и реализации научно-технических решений, основанных на сочетании традиционных и инновационных подходов, применении информационных технологий и раскрытии интеллектуального потенциала сотрудников
Наша история
С 01 февраля 1992 г. из состава отдела исследований новых типов судов выделен сектор ледоколов, ледокольно-транспортных судов и ледовых качеств судов и на его базе создана самостоятельная научно-исследовательская лаборатория ледокольной техники и ледовых качеств судов. На протяжении почти четверти века, с момента образования и до 2016 г., лабораторию возглавлял д.т.н. Л.Г. Цой, один из основоположников отечественной научной школы проектирования и обоснования основных параметров и ледовых качеств ледоколов и ледокольно-транспортных судов. В разное время в лаборатории работали ведущие специалисты в области ледового судостроения и судоходства – к.т.н. А.В. Иерусалимский, к.т.н. С.Б. Караванов, Ю.В. Глебко, к.э.н. Н.А. Высоцкая, А.А. Штрек, к.т.н. А.Н. Холодов, д.т.н. А.В. Андрюшин, к.э.н. А.С. Буянов. С 01 апреля 2025 г. лаборатория ледокольной техники и ледовых качеств судов переименована в отдел судов ледового плавания.
История отдела как самостоятельного структурного подразделения насчитывает более 30 лет. За это время был накоплен уникальный опыт исследований и разработок, создан значительный научно-технический задел, получены ценные теоретические и практические знания, в том числе в ходе сопровождения и экспертизы проектов ледоколов и судов ледовых классов на этапах проектирования, модельных и натурных испытаний и освоения в эксплуатации, участия в разработке профильной нормативно-методической базы и реализации масштабных международных проектов по изучению судоходства INSROP, ARCDEV, ARCOP и AMSA. Всё это позволяет успешно решать широкий спектр задач, находящихся на стыке ледовой ходкости, ледовой прочности и морской ледотехники, тем самым обеспечивая безопасную и эффективную эксплуатацию судов в ледовых условиях.
Основные направления деятельности
-
PRE-FEED
-
Анализ опыта проектирования и эксплуатации, современного состояния и перспектив развития флота ледоколов и судов ледовых классов
-
Расчётное обоснование ледового класса судов, параметров формы корпуса и характеристик пропульсивной установки с учётом фактических условий плавания во льдах
-
Технико-экономическое обоснование основных параметров судов, разработка технико-эксплуатационных требований и технических заданий
-
-
ЛЕДОВАЯ ХОДКОСТЬ
-
Математическое моделирование процесса движения судов во льдах с учётом ледовых условий различных сезонов и акваторий и различных режимов ледового плавания
-
Разработка и верификация практических методов оценки ходкости судов во льдах
-
Определение параметров движения судов во льдах по требованиям к ледовой ходкости, расчёт достижимых скоростей хода
-
-
ЛЕДОВЫЕ НАГРУЗКИ
-
Оценка и прогнозирование локальных и глобальных нагрузок от воздействия льда на корпус судов, включая суда с носовым бульбом и суда двойного действия, на основе прогрессивных детерминированного и вероятностного подходов
-
Определение проектных ледовых нагрузок на корпус и движительно-рулевой комплекс судов согласно требованиям нормативной документации и на основе физических моделей механического взаимодействия
-
Разработка специализированного методического, алгоритмического и программного обеспечения для решения задач механического взаимодействия корпуса судна и ледяного покрова
-
-
ЛЕДОВАЯ ПРОЧНОСТЬ
-
Проектирование и оптимизация конструкций корпуса судов, включая ледовые усиления, согласно требованиям нормативной документации и на основе аналитических и численных методов
-
Анализ и нормирование прочности конструкций корпуса судов, включая ледовые усиления, с учётом фактического технического состояния
-
Определение параметров движения судов во льдах по требованиям к ледовой прочности, расчёт допустимых и опасных скоростей хода
-
-
ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ
-
Оценка влияния ледовых условий различных сезонов и акваторий на судоходство
-
Анализ и систематизация архивных, фактических и прогнозных данных по ледовым условиям различных сезонов и акваторий, в том числе на основе методов интеллектуального анализа данных
-
Математическое моделирование процесса термического роста / таяния льда, оценка морфологических и физико-механических характеристик ледяного покрова как среды судоходства
-
-
БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ЛЬДАХ
-
Определение параметров безопасных режимов движения судов во льдах из условия совместного обеспечения ледовой ходкости, ледовой прочности корпуса и пропульсивной установки, включая вероятностную оценку
-
Подготовка практических решений и рекомендаций по обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях, разработка и выпуск Ледовых сертификатов (Ice Certificate) и Наставлений по эксплуатации в полярных водах (Polar Water Operational Manual)
-
Анализ эксплуатационных отказов при плавании судов во льдах, включая оценку рисков, расследование аварийных случаев
-
-
ЭКСПЕРТИЗА И КОНСАЛТИНГ
-
Участие в разработке профильной нормативно-методической базы (Правила классификации и постройки морских судов Регистра, Правила плавания в акватории Северного морского пути, Обязательные постановления в морском порту)
-
Научно-техническое сопровождение и экспертиза проектов ледоколов и судов ледовых классов на этапах проектирования, модельных и натурных испытаний и освоения в эксплуатации
-
Организация и проведение учебных курсов по проектированию и конструкции ледоколов и судов ледовых классов, обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях и др. для работников судостроения и судоходства
-
Наши сотрудники
Все сотрудники отдела:
-
окончили с отличием Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ), получив высшее инженерное образование по кораблестроительным специальностям
-
неоднократно совершенствовали профессиональный уровень по программам повышения квалификации в области конечно-элементного моделирования и анализа конструкций, технического наблюдения за судами, проведения грузовых операций на судах, анализа данных, управления проектами и др.
-
имеют опыт работы в ведущих отраслевых образовательных, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях (СПбГМТУ, Крыловский государственный научный центр, China Ship Scientific Research Center, ЦКБ «Айсберг», 51 ЦКТИС)
Средний возраст сотрудников отдела не превышает 35 лет.
Наши партнёры
Среди партнёров отдела – организации, деятельность которых охватывает самые различные стадии жизненного цикла судов, предназначенных для эксплуатации в ледовых условиях:
-
операторы флота ледоколов и судов ледовых классов, отечественные и зарубежные судоходные компании и пароходства
-
дочерние компании крупнейших энергетических корпораций, занятые добычей, переработкой и морской транспортировкой углеводородного сырья
-
классификационные общества
-
отраслевые научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские бюро
-
профильные высшие учебные заведения
-
инжиниринговые, логистические и ИТ-компании
Ключевые проекты 2021-2025 годов
ПРОГРАММЫ ПРОЕКТОВ
- Разработка и выпуск Ледовых сертификатов (Ice Certificate):
-
газовозы СПГ вместимостью 145-155 тыс. м3 и 170-180 тыс. м3
-
навалочные суда классов Supramax, Ultramax и Capesize
-
танкеры-химовозы дедвейтом 30 тыс. т
-
- Математическое моделирование процесса движения судов во льдах:
-
морская транспортировка продукции Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного и Лунского газоконденсатного месторождений
-
морская транспортировка продукции Сырадасайского каменноугольного месторождения
-
морская транспортировка продукции Тамбейского нефтегазоконденсатного месторождения
-
морская транспортировка продукции Баимской рудной зоны
-
морская транспортировка продукции Хамбатейского газоконденсатного месторождения
-
морская транспортировка продукции месторождений природного газа Таймырского и Гыданского полуостровов
-
Евроазиатский контейнерный транзит
-
- Расследование аварийных случаев при плавании судов во льдах
ПРОЕКТЫ
-
Разработка программного обеспечения для реализации проектирования и оценки массы конструкций корпуса в средней части универсального сухогрузного судна
-
Экспертное сопровождение и надзор за разработкой технической документации контейнеровоза ледового класса
-
Разработка проекта Руководства по обеспечению безопасности эксплуатации судов-газовозов низших ледовых классов и без ледового класса в акватории морского порта Усть-Луга и на подходах к нему в период ледовой навигации
-
Независимое консультирование финансовых сторон по морской транспортировке применительно к проекту «Арктик СПГ 2» в части газовозов СПГ ледовых классов и ледокольного обеспечения
-
Анализ напряжённо-деформированного состояния конструкций корпуса газовоза, ограничивающих мембранные грузовые ёмкости, в обеспечение прочностного проектирования отечественной системы хранения сжиженного природного газа
-
Разработка Стандарта организации «Ледовый сертификат. Руководство по разработке»
Наши публикации
В период с 2021 по 2025 годы сотрудники отдела опубликовали около 40 научно-технических работ, преимущественно в части аспектов, касающихся специализации структурного подразделения, в том числе более 20 работ – в рецензируемых международных изданиях, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science.
Большой цикл статей подготовлен по результатам инициативных исследований, проведённых совместно с R&D группой Колледжа инженерных наук и технологий Шанхайского океанического университета под руководством ведущего профессора, признанного в мире учёного в области теории надёжности Олега Гайдая.
Со списком публикаций можно ознакомиться по ссылке.